9-й день путешествия, суббота 6 июля
Ясно было, что предложением продавщицы вернуться в Шмаковский магазин я не воспользуюсь - вчерашняя дорога с приключениями выдалась неблизкой. В Десногорск отсюда можно попасть через Новоспасское, до которого по скользкой от дождя глинистой тропе - пара километров.
В моросящем дожде передо мной открылся вид на церковь. На фоне пасмурного неба яркий голубой цвет крыши, завершающий белые стены, завораживал, делал постройку лёгкой и уносящейся в небо.
Ближе было видно, что стены требуют ремонта, следы которого присутствовали вокруг. Во дворе - ухоженный газон и стриженые низкие кустики. Вход в церковь увит цветущими ярко-красными розами, которые мне больше напомнили католические костёлы.
Рядом с церковью оказался обустроенный под резной шатёр "Святой колодец". Обрадовалась, хотела набрать воды, но увидела странно несовместимые таблички: "Колодец сооружен и обслуживается коллективом цеха централизованного ремонта Смоленской АЭС" и
"НЕ ПРИГОДНО ДЛЯ ПИТЬЯ!"
Развернулась и поехала в усадьбу М. И. Глинки - там тоже на карте был обозначен родник.
Большего желания искать и посещать достопримечательности у меня не было. Но когда сама дорога неожиданно открывает их на твоём пути, чувствуешь себя первооткрывателем чего-то неизведанного и радостно принимаешь приглашение войти. Стоит только замереть на минуточку, рассматривая какую-нибудь непривычную деталь, и дух места поведёт тебя за собой, знакомя с живой историей без всяких экскурсоводов.
Я попала на территорию усадьбы через открытую калитку в аккуратном заборе, выкрашенном в тот же голубой цвет. Пошла по дорожке, выложенной камнями по краям. Аллея старых больших деревьев с раскидистыми кронами делала пасмурный день ещё более сумрачным.
Увидела большое красивое деревянное здание - основной дом усадьбы. Рядом с ним закрывал небо огромный дуб. Он будто шагнул мне навстречу в тот момент, когда дождь без предупреждения снова превратился в ливень, и шепнул: "Некуда спешить". На дорожке перед лестницей крыльца дома плюхали большие пузыри в бегущем потоке. Красочные ухоженные клумбы кивали тяжёлыми головами цветов в такт порывам ветра.
Мы с велосипедом стояли под крышей массивных ветвей дуба почти сухие, одни в этом мире мокрой природы.
Окна в доме пропускали свет насквозь. Ветвистые герани на подоконниках говорили о незримом женском присутствии. По всему видно: бережно поддерживают всю эту цветущую красоту работники дома-музея, которые сами стали душой места и, вероятно, уже напоминают исконных жителей усадьбы.
Всплыл в памяти образ женской заботливой всенаполняющей энергии со страниц романа Г. Г. Маркеса "100 лет одиночества", когда в усадьбу приезжает женщина-хозяйка - дом и сад становится чистым и уютным, оживает и расцветает вместе с его жителями. И как покинутый ею дом превращается в труху, изъеденный термитами, а цветы, разросшиеся в сезон дождей от тропической влаги, задушили последнего обитателя села своими стеблями.
Дождь всё лил.
Я обошла необъятный ствол дуба - дереву несколько веков. Захотелось обнять эту могучую силу незримого движения жизни. Раскинув руки, я вытянулась вдоль ствола всем телом, почувствовала щекой и ладонями тепло коры дерева.
Вспомнился дуб, что стоит недалеко от Витебска у оз. Лосвидо, который, говорят, видал Наполеона. Я когда-то по обычаю загадала желание, сидя у его корней - оно неожиданно и сбылось тогда.
А сейчас? Чего же мне ещё хотеть? - Так спокойно и хорошо. Пусть посветлеет небо... В этом году мелькнула возможность поехать на Алтай, но как-то скомкалась и затёрлась обстоятельствами, отложилась на неопределённый срок. Пусть сбудется Алтай - в этом году или в следующем - загадала я у дуба в усадьбе. И пусть и в этом походе всё сложится хорошо!
От моих раздумий меня отвлекла появившаяся тень от дуба на дорожке. Солнце уже хотело пробиться сквозь покрывало облаков - стало светло! Дождь ещё моросил, но можно было двигаться дальше. Слегка болел на щеке след коры. Хотелось, как живому великану-защитнику, поклониться дереву до земли: пусть веки твои будут ещё долги!
Неописуемая красота природы в рисованном мультфильме на тему "Камаринская":
Как завороженная, я пошла гулять по дорожкам, тропинкам и неожиданным мостикам через несколько прудов. Территория усадьбы от всех этих переходов казалась огромной. Здесь стояли выстроенные в линию ещё много деревянных старых и окрашенных домов попроще.
Очевидно, всё село составляла сама усадьба с ее жителями, работниками, слугами, крестьянами. На одном из восстановленных простых домиков табличка сообщала: "В этом доме 20 мая 1804 года родился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка."
«По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья, с его восхитительными трелями». (Л. И. Шестакова - сестра композитора)
Во всей этой ухоженной красоте природы как не родиться кем-нибудь великим - композитором, художником, архитектором... Такая усадьба неотвратимо раскроет самую суть красоты и духовности в человеке, выросшему и сформировавшемуся на её просторах, в обычаях ее обитателей.
Я потерялась на этих аллеях и дорожках. И не было вокруг ни души. Активный день приёма посетителей уже закончился. Вдруг в одном из маленьких домиков потушили свет. На крыльцо вышел пожилой человек с интеллигентной седой бородкой, замкнул дверь и раскрыл чёрный зонт-трость. Я направилась к нему:
- Добрый день! Скажите, пожалуйста, а родник здесь действующий?
- Добрый день, барышня. Известно - действующий! По аллее повернёте, беседку увидите - это и есть родник. Пейте на здоровье.
- А не подскажете, магазин в деревне есть?
- Нет. Очень давно был. Теперь уж тут ничего нет. На территории усадьбы есть лавка с сувенирами, пирожки продают. Но это в рабочее время - днём. Сейчас уже поздно.
- Спасибо.
Родник тоже поразил как соответствие и отражение колорита всего вокруг. Я взяла с крючка металлическую кружку на цепи, напилась вволю. Набрала полный гидропак целебной воды и пошла по липовой аллее к выходу из усадьбы.
Есть ещё лёгкий художественный фильм "Два дня" (Россия 2011 г.) в тему:
про усадьбу, работников дома-музея; о высоком, о деревне и о любви...