К выходу очередной помоечной киноленты «Союз спасения» уместно будет припомнить мой старый пост из живого журнала.
Постарался максимально коротко и доходчиво изложить биографии пяти основных заговорщиков получивших максимальное наказание — петлю. И это их еще помиловали, потому что светило им четвертование.
Вообще-то многие не осознают, что это было достаточно кровавое выступление.
С.Н. Корсаков из Департамента полиции составил справку о количестве жертв при подавлении восстания.
«При возмущении 14 декабря 1825 года было убито народа:
генералов — 1,
штаб-офицеров — 1,
обер-офицеров разных полков — 17,
нижних чинов лейб-гвардии — 282,
во фраках и шинелях — 39,
женского пола — 9,
малолетних — 19,
черни — 903.
Итого — 1271 человек.
Сразу же были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса Морского экипажа. Арестованных декабристов привозили в Зимний дворец».
Вот вышепреведенные части и были основной ударной силой мятежников. Офицеров было много еще из Кавалергардского полка.
К следствию были привлечены 579 человек, 121 из них преданы суду. Репрессиям подверглись также более трех тысяч солдат и матросов.
Те 121 человек, что были осуждены делились на 13 разрядов («вне разрядов» и с 1 по 12). Во внеранговую категорию попало пять человек и они были повешены. Рассмотрим поподробнее их биографии -
Кондратий Фёдорович Рылеев.
На момент восстания — 30 лет, женат (С 1820 г., супруга — Наталья Михайловна Тевяшева), дочь пяти лет, правитель канцелярии Российско-американской компании. Поэт. Масон. Православный.
Закончил Кадетский корпус, служил в армии (в биографии говорится только о заграничных походах 1814-1815 годов), в отставке с 1818 г.
Человек, что называется, с активной жизненной позицией —
«Он и вправду стал душою, вдохновителем и певцом восстания. Любые трезвые сомнения своих соратников он рассеивал порой нелогичными, но твердыми доводами. Он спокойно и в то же время неотступно убеждал одного, другого, третьего в том, что Россия вся заражена злом, что ничего не осталось в ней живого, что всюду разврат, мздоимство, несправедливость. Повсюду правит временщик Аракчеев, образ которого был для Рылеева мифическим слиянием всех самых гнусных черт ненавистного ему "деспотизма". Россия пресмыкается во тьме, и один только выход из этой тьмы - переворот».
«Независимая газета»
http://www.ng.ru/style/2001-07-25/8_ryleev.html
Узнаю в этом отрывке современных «левых», совершенно такие же персонажи. От личного участия в восстании фактически устранился.
Вечером, после Дворцовой площади, рефлексия — «Нехорошо сделали, вся Россия погублена». А в ходе следствия и вообще раскаялся — «Чтобы со мной ни было, — говорит он, — буду жить и умру для них (Императора и его жены)». Был убежден в высочайшем помиловании, брал всю вину на себя и вообще ударился в богоискательство. Повешен по высочайшему повелению 13 (25) июля 1826 года.
Павел Иванович Пестель.
На момент восстания — 32 года, не женат, полковник, командир Вятского пехотного полка. Масон. Лютеранин.
Закончил кадетский корпус (с отличием, то есть с занесением на мраморную доску), служил в гвардии, участвовал в войне против Наполеона 1812-1815 годов. Ранен на Бородинском поле.
Не скрываясь, считал своим кумиром Наполеона и был подозреваем остальными декабристами в авторитарности и бонопартизме. К. Рылеев — «Пестель человек опасный для России и для видов общества».
Организатор и глава Южного общества, автор «Русской правды». В вооруженном восстании участия не принимал, вызван в штаб Армии в Тульчин и арестован 13.12.1825.
«Все нижние чины и офицеры жалеют Пестеля, бывшего их командира, говоря, что им хорошо с ним было, да и ещё чего-то лучшего ожидали, и стоит только вспомнить кому из военных Пестеля, то вдруг всякий со вздохом тяжким и слезами отвечает, что такого командира не было и не будет» (Мемуары декабристов. Северное общество. М.: Издательство МГУ, 1981, с.348). Повешен по высочайшему повелению 13 (25) июля 1826 года.
Михаил Павлович Бестужев-Рюмин.
На момент восстания — 24 или 21 год, не женат, подпоручик Полтавского пехотного полка. Православный.
Несмотря на полученный диплом Московского университета отправился служить в армию (в Кавалергардском, Семеновском и Полтавском полках). Почему же из лейб-гвардии (а первые два полка — гвардейские) его перевели вдруг в заурядный Полтавский полк?
А дело в том, что в 1820 г. в Семеновском полку произошел военный мятеж. Неясно, как именно отразилось это на молодом подпрапорщике, но с одной стороны он был переведен в другую часть, а с другой стороны претензий именно к нему у дознавателей похоже не было. Тогда не было.
С 1823 г. активно участвовал в деятельности Южного общества — пропагандировал, вербовал, составлял планы и проводил очень много переговоров с другими организациями, преследующими похожие цели («Общество соединенных славян», польское общество). Причем особенно настаивал именно на полном истреблении царской семьи.
Но при этом — «Этот Бестужев, впоследствии повешенный, играл в обществах роль шута, но не менее того был много употребляем заговорщиками, которые посылали его повсюду в виде миссионера или вербовщика; для сего он разъезжал по всей Малороссии и, декламируя против правительства, старался умножить число сообщников... Его принимали все, а особенно прекрасный пол, как веселого собеседника, над которым можно было забавляться; но никому в голову не приходило, чтоб человек столь рассеянный и ветренный мог быть заговорщиком».
Использованы материалы кн.: Крутов В.В., Швецова-Крутова Л.В. Белые пятна красного цвета. Декабристы. В двух книгах. Книга первая. Новости прошлого. М., 2001.
Видимо находился под влиянием Муравьева.
«Теперь желаю только, — говорил он, — чтобы меня не разлучили с Сергеем Муравьевым, а если нам суждено провести остаток дней в заточении, то по крайней мере, чтобы мы были вместе».
(«Восстание декабристов. Материалы», т. IX. М., 1950, с. 49. Цитаты приведены с сохранением грамматических особенностей оригинала.).
Принимал участие в восстании Черниговского полка и был схвачен с оружием в руках. Как и прочие, совершенно не предполагал для себя смертного приговора. Повешен по высочайшему повелению 13 (25) июля 1826 года.
Сергей Иванович Муравьев-Апостол.
На момент восстания — 30 лет, не женат, подполковник, командир 2-го батальона Черниговского пехотного полка. Масон. Православный.
Детство провел в Гамбурге, воспитывался в Париже. Окончил Петербургский институт путей сообщения (!). Участник Отечественно войны 1812 года и Заграничных походов 1814-1815 г., за сражения у Красного награжден золотой шпагой. Далее служил в Семеновском (мятеж, переведен), Полтавском и Черниговском полку. Убежденный противник крепостничества, всупает во всевозможные тайные общества («Союз Спасения», «Союз Благоденствия», «Южное общество», Связан с «Обществом соединенных славян». Как такого человека держали в армии я не могу понять.
Организатор и лидер восстания Черниговского пехотного полка (открытого военного мятежа). Захвачен верными правительству войсками у деревни Ковалевка в бессознательном состоянии — ранен картечью в голову. Повешен по высочайшему повелению 13 (25) июля 1826 года.
Петр Григорьевич Каховский.
На момент восстания - 28 или 26 лет, не женат, поручик в отставке. Православный.
Учился в пансионе при Московском Университете, служил в лейб-гвардии Егерском полку но был судим, разжалован в рядовые и отправлен на Кавказ. А за что судим? «шум и разные неблагопристойности... неплатеж денег в кондитерскую лавку и леность к службе». Формулировка универсальная и на самом деле под ней могло скрываться все что угодно.
На Кавказе, судя по всему, служил успешно и положительно. Рядовой — Юнкер — Поручик и отставка в 1821 г.
Что-то там произошло в поместье Смоленской области (где он жил в отставке), что в 1825 г. он приехал в Санкт-Петербург следовать в Грецию и бороться за ее независимость. Был взят в оборот Рылеевым, вступил в «Северное общество», был назначен цареубийцей. И против этого не протестовал.
Судя по сохранившейся информации имел все задатки террориста-беспредельщика. Каторги и смерти не боялся, ведь «я и в цепях буду вечно свободен».
Во время восстания убил петербургского генерал-губернатора Милорадовича и полковника Стюрлера, ранил свитского офицера. В царя стрелять не решился хотя, как говорят очевидцы, неоднократно имел такую возможность. Повешен по высочайшему повелению 13 (25) июля 1826 года.
---
Вот такие они, лидеры декабристов. А вообще-то по каждому из осужденных можно писать романы (121 роман получится, хе-хе-хе). Оценивать не берусь ибо в тогдашних раскладах понимаю немного.