Недавно мы рассказывали о необычном ледоколе “Мудьюг” с переделанной передней частью корпуса: Ледокол без носа
Был еще один ледокол, над которым проведён похожий эксперимент - ледокол “Капитан Сорокин”. Судно было заказано Советским союзом в Финляндии. “Капитан Сорокин” стал головным ледоколом серии судов проекта 1101. Судно было построено в 1977 г., назван ледокол в честь Михаила Сорокина, который в разные периоды жизни был капитаном таких знаменитых ледоколов как “Ермак”, “Красин”, “Сибиряков” и других.
“Капитан Сорокин” - линейный арктический ледокол, длина корпуса составляет 138 м, а ширина - внушительные 32 м. Судно работает по дизель-электрической схеме, энергию для вращения трёх гребных винтов вырабатывают 6 дизельных двигателей общей мощностью более 22000 л.с. Экипаж ледокола составляет 45 человек, к их услугам - двухместные каюты, сауна и бассейн с морской водой, библиотека и медицинский кабинет, а перемещаться с палубы на палубу можно на лифте. У “Капитана Сорокина” есть три младших брата - это ледоколы “Капитан Николаев”, “Капитан Драницын” и “Капитан Хлебников”. Все они и по сей день находятся в строю, несмотря на солидный возраст - самому младшему из них почти 40 лет. “Капитан Сорокин” после окончания строительства сразу ушел работать на трассу Северного морского пути, в середине 1990-х гг. немецкая верфь "Thyssen-Nordseewerke" (тот же судовой завод, что переделывал вышеупомянутый ледокол “Мудьюг”) реконструировала переднюю часть ледокола по собственному проекту.
В результате перестройки форштевень ледокола лишился привычных обводов корпуса, став более квадратным, похожим на понтон. Новый корпус работал не как классический ледокол: судно не ломало лёд собственным весом, а резало его обводами корпуса, при этом битый лёд не выбрасывался обратно в проложенный канал, что позволяет делать чистую, широкую полынью.
Для тяжелых многолетних арктических льдов такая конструкция не очень подходит. Ледокол часто заклинивался и плохо маневрировал во льду. А вот для работы с более тонким однолетним льдом Балтийского моря “Капитан Сорокин” подходил отлично, потому ледокол поменял порт приписки. Новым домом судна стал Санкт-Петербург, где необычный ледокол успешно трудится до сих пор.