Найти тему

Подростки переписывают новости

Это повлияет как на промышленность, так и на общество

(с) The Economist
(с) The Economist

Президент Сальвадора понимает это. Выступая в сентябре на Генеральной Ассамблее ООН, Наиб Букеле сделал паузу, чтобы сделать автопортрет на трибуне. "Поверьте мне, гораздо больше людей увидят это селфи, как только я поделюсь им, чем будут слушать эту речь, - сказал он, добавив. - Надеюсь, сделал хороший снимок”.

Марианна Уильямсон, человек нового поколения, желающая стать кандидатом на пост президента США от Демократической партии, понимает это. После июльских дебатов на вопрос о том, хорошо ли всё прошло, она отвечает, что точно узнает “позже, когда увижу мемы”. Как и Эндрю Янг, еще один демократический кандидат. Его первое большое интервью вышло с Джо Роганом, известным в интернете комиком с 6,96 млн подписчиков на YouTube. После того, как ролик с интервью был просмотрен миллион раз в течение двух дней, Янг написал, что его кампания может быть разделена на “br (до Рогана) и ar (после Рогана)”.

Эти второстепенные политики дают содержательное резюме того, как подростки в начале 20-х годов потребляют новости. Они почти полностью находятся в социальных сетях. Их потребление почти полностью визуализировано. И содержание новости “Президент произносит речь в ООН " менее важно, чем то, как она упакована. Новости часто подаются через юмор или комментарий. Или, как это часто бывает, через опосредованных личностей, которые имеют огромное количество последователей среди молодежи, но мало известны широкой общественности.

Эти принципы остаются верными во всем мире, даже если специфика и платформы различаются. В период с 2009 по 2018 год доля подростков, читающих газеты, сократилась примерно с 60% до почти 20%, согласно программе международной оценки учащихся (pisa), образовательной таблице лиги 15 - и 16-летних в ОЭСР, группе в основном богатых стран. Молодые индийцы в два раза реже заходят на timesofindia.com, самый большой англоязычный новостной сайт Индии, как и более взрослые люди; они также гораздо больше интересуются видео и новостями Болливуда. В Британии молодые люди гораздо меньше знакомы с брендом BBC, чем с брендом YouTube или Netflix. Общественный вещатель “столкнется с угрозой для своей будущей устойчивости, если он не сможет в достаточной степени привлечь молодежь”, сообщает Ofcom, регулятор средств массовой информации Британии.

Около 80% арабов в возрасте 18-24 лет теперь получают свои новости из социальных сетей, по сравнению с 25% в 2015 году. Они предпочитают Facebook, хотя страны Персидского залива, особенно Саудовская Аравия, увлечены Snapchat. Две трети южнокорейских подростков выходят в интернет, чтобы узнать, что происходит в мире, и из них 97% обращаются к Naver, порталу и поисковой системе. По данным Pew Research Centre, 95% американских подростков имеют круглосуточный доступ к смартфону, а 45% находятся в сети “почти постоянно". Исследование поведения американских и британских подростков, проведенное по заказу Института Reuters по изучению журналистики в Оксфорде, утверждает, что когда речь заходит о новостях, молодые люди больше всего озабочены тем, “что это может дать конкретно им, как отдельным людям, а не обществу в целом”.

Может возникнуть ситуация, когда подростки в принципе откажутся от привычки к потреблению новостей. "Большинство из них не могут голосовать, имеют ограниченные финансовые возможности и, вероятно, не способны найти Сальвадор на карте", - скажете вы. Но такие насмешки неуместны. Треть населения планеты находится сейчас в возрасте до 20 лет. Более половины мира сейчас подключено к интернету. Молодежь - это доверенное лицо будущего. Особенно это касается медиабизнеса, где их привычки приводят к принятию решений стоимостью миллиарды долларов, таких, как приобретение Facebook'ом Instagram в 2012 году и неудавшаяся попытка купить Snapchat в следующем году.

(с) The Economist
(с) The Economist

Подростки понимают, что технология дает им огромную власть. Грета Тунберг, активистка-подросток из Швеции, начала глобальную "школьную забастовку за климат", которая теперь распространилась на 150 стран. Протесты, возглавляемые молодыми людьми, некоторые из которых еще учатся в средней школе, вспыхнули по всему миру, от Гонконга до Чили. Политики и медиаменеджеры должны обратить внимание: то, как новости создаются, распространяются и потребляются подростками сегодня, будет определять, что произойдет с их странами и бизнесом завтра. Как сказал один 13-летний подросток Александрии Окасио-Кортес, американской конгрессвумен, "я еще недостаточно взрослый, чтобы голосовать, но я могу следить за вами в Instagram!”

Чтобы лучше понять это будущее, посмотрите на Америку. Здесь сложилась наиболее динамичная медиа-экосистема в мире, которая является домом для большинства платформ, используемых молодежью по всему миру, включая Instagram, WhatsApp, Facebook, YouTube и Snapchat. (Тик-ток, дико популярный среди молодых подростков, является китайским продуктом и строго модерируется для политического контента.) Американские СМИ обладают влиянием по всему миру и широко подражают друг другу: The New York Times может похвастаться читателями повсюду; такие сайты, как BuzzFeed, вдохновили подобные кликбейт-сайты в десятках стран. А политическая и культурная лексика Америки всепроникающа. Мем, который начинается там, имеет хорошие шансы распространиться по всему миру.

Арена для этих мемов изменилась. С момента президентских выборов 2016 года в Америке Facebook попал под пристальное внимание за свою роль в качестве платформы для распространения новостей. Но для многих западных подростков социальная сеть некрута. Она для пожилых людей. Многие из них не болтаются в Twitter, который играет огромную роль в журналистике и политике только потому, что он полон журналистов и политиков (и Дональда Трампа). У них также мало времени для молодежных сайтов, таких как BuzzFeed. “Это явно взрослые пытаются установить контакт с молодёжью", - говорит Виктория, 16-летняя жительница Кентукки. Подростки высмеивают ходы, которые всего несколько лет назад были восприняты как следующая большая вещь: Гриффин, 16-летний житель китайского города Уси, называет Цзиньри Тотиао (“Сегодняшние Заголовки”), самое популярное новостное приложение Китая с 120 млн ежедневных пользователей, кликбейтом для взрослых.

Активность пользователей переместилась в Instagram (принадлежит Facebook), в WhatsApp (принадлежит им же) и в YouTube (принадлежит Google), каждая из этих площадок имеет более миллиарда пользователей. (Snapchat популярен в Америке, но менее популярен в других странах.) Pew сообщает, что 85% американских подростков используют YouTube; более 70% используют Instagram. Американская некоммерческая организация Common Sense обнаружила в недавнем исследовании, что 69% американских подростков смотрят онлайн-видео каждый день, в основном на YouTube. Они проводят почти семь с половиной часов в день, глядя на всевозможные экраны.

(с) The Economist
(с) The Economist

Instagram - странное место для тех, кто ищет новости. Пользователи выкладывают фотографии в свою "ленту", в основном красивые. Приложение допускает только одну ссылку на аккаунт - в профиле. И у него нет никакого формального механизма репоста. Но введение "сториз" в 2016 году, которое позволило его пользователям размещать кратковременные изображения с аннотациями, добавило текст в в основном визуальную платформу, облегчило обмен и репостинг и увеличило его рост. Истории также позволяют тем, у кого более 10 тысяч подписчиков, делиться ссылками на другие материалы. Куда уходили пользователи, туда же уходили и те, кто надеялся повлиять на них: рекламодатели, маркетологи, политики, пропагандисты и прочие озорники - все они скопились в Instagram.

Рассмотрим Амазонку. К концу августа любой человек, имеющий аккаунт Instagram в любой точке мира, знал, что “тропический лес Амазонки — легкие, которые производят 20% кислорода нашей планеты — горит”, так выразился президент Франции Эммануэль Макрон в своем посте 22 августа, который понравился почти 200 000 человек. В тот же день аккаунт National Geographic, 11-й по популярности в Instagram (126 млн подписчиков), опубликовал информацию о пожарах на Амазонке, Леонардо Ди Каприо (американский актер, 38 млн подписчиков), Прилли Латуконсина (индонезийская актриса, 32 млн) и Малайка Арора (индийская модель, 10 млн) написали об этом. Через два дня НАСА (51 миллион) раздували пламя в Instagram свежими снимками со спутника.

Это круто

Сообщения об амазонских пожарах вскоре стали неизбежными — как и утверждения о том, что крупные новостные издания игнорируют их. “Это единственное, что я видел в течение нескольких недель”, - говорит Дилан, 17-летний ученик в Лексингтоне, штат Кентукки. “Что бы я ни увидела об Амазонке, я бы поделилась этим”, - говорит Стейси, 15-летняя бостонка. Недобросовестные аккаунты пытались воспользоваться катастрофой, прося пожертвования или обещая посадить дерево за каждый "лайк". Мировая пресса впоследствии опубликовала статьи, многие из которых развенчали ложь в Instagram, например утверждение Макрона о том, что Amazon производит 20% мирового кислорода. В интервью, проведенных журналом The Economist с двумя десятками подростков в Лексингтоне, Кентукки и Бостоне, каждый из них упомянул о пожарах, которые не вызвали никакой реакции. "Пожары на Амазонке не очень хорошо освещались", - говорит Оливия Зельцер, 15-летняя калифорнийка, которая два года назад начала выпускать Cramm - информационный бюллетень для подростков, который выходит в Instagram и через электронную почту и текстовые сообщения. Существует “много разочарований, что о таких историях не слышно. Многие молодые люди берут это на себя, чтобы информировать своих сверстников.”

Новостные каналы в Instagram также появляются. Не все, что они освещают, серьезно. @nowthisnews (2 миллиона подписчиков) объединяет текст, наложенный на короткие видеоклипы обо всем - от политических протестов в Гонконге до собаки с хвостом на голове. (Он также публикуется на других платформах, таких как Facebook, Twitter и YouTube.) @houseofhighlights (15 миллионов) посвящен клипам американского спорта. В 2015 году он был приобретен Bleacher Report, крупным спортивным новостным сайтом. Оба аккаунта входят в десятку лучших в Instagram по вовлеченности, если судить по количеству набранных лайков и комментариев, сообщает Axios, еще один новостной сайт. “У нас было явное преимущество в том, что мы никогда не пытались взять что-то, что работало в унаследованном носителе, и заставить его вписаться в цифровую эпоху”, - говорит Говард Миттман, генеральный директор Bleacher. Другие торговые точки, по его словам, похожи на “разведенного дядю, который купил правильный кабриолет не того цвета, у которого есть классная одежда, но они просто не очень хорошо смотрятся на нем”.

Еще один чрезвычайно популярный Instagram - native outlet - это @theshaderoom (17 миллионов), который занимается в основном новостями знаменитостей и сплетнями (хотя он также публикует о пожарах на Amazon). Если tmz перевернула традиционные репортажи о знаменитостях в эпоху блога, то @theshaderoom снова делает это в социальных сетях. Иногда потоки пересекаются. “Я прокручивал сообщение о Карди Би - певице с 56 млн подписчиков — и комментарии были такими: "Почему вы не говорите об Амазонке? - говорит Джалия, пятнадцатилетняя девочка из Бостона. Молодые люди “очень сложно устроены в том, как они потребляют медиа”, - говорит Самхита Мухопадхай, исполнительный редактор Teen Vogue. “Они могут как бы переключаться между Джастином Бибером и Гретой Тунберг, и они придут на митинг, если нужно”.

В арабском мире мемы используют карикатуры или скриншоты из старых фильмов, чтобы пролить свет на политическую мрачность. В других местах тысячи аккаунтов изменили свои фотографии профиля этим летом на темно-синий или ярко-красный — первый, чтобы повысить осведомленность о протестах в Судане, а второй, чтобы рассказать людям о политической ситуации в Кашмире. "Активизм стал одним из самых простых способов показать себя крутым”, - говорит Сэди, еще один подросток из Лексингтона. Чтобы прокрутить ленту Instagram и узнать одновременно о громком разводе и бурном протесте в каком-то отдаленном уголке мира, достаточно одной секунды.

Эта странная смесь знаменитостей, политики и активизма - еще одна особенность современных новостей в социальных сетях: “новости” теперь поступают не только из аккаунтов и изданий, посвященных распространению журналистики, но могут быть чем угодно - от мема до мнения онлайн-личности, такой как PewDiePie, самый влиятельный ютубер в мире, который в основном делает глупые видео о видеоиграх и онлайн-культуре. В течение пяти лет у него было самое большое количество последователей на платформе обмена видео, пока в апреле 2019 года его не обогнал индийский лейбл звукозаписи t-Series. Сейчас он второй, со 102 миллионами подписчиками. Объединенный печатный и цифровой тираж каждой газеты в Америке составляет около 30 млн экземпляров, если что. Дакша, 13-летняя девочка из Кентукки, тратит свое свободное время на создание мемов и публикацию их в сообществе PewDiePie на Reddit, ища “удовлетворение от того, что Лорд Пьюдипай отреагировал на мой мем” на своем канале, говорит она.

Тебе нравится это видеть

Сара, 16 лет, из Кентукки, говорит, что “каждый мальчик в команде дебатов увлечен Беном Шапиро”, консервативным спорщиком с 876 000 подписчиками на YouTube. В Германии ютубер по имени Резо (1,16 млн подписчиков) стал вирусным с разглагольствованиями против старых и богатых людей и особенно Христианско-демократического союза, партии Ангелы Меркель. Фелипе Нето, бразильский ютубер (35 млн), зарабатывает 30 млн реалов в год ($7,5 млн). Он начал рассказывать анекдоты подросткам, но превратился в яростного критика президента Джайра Больсонаро. В сентябре он сделал заголовки для распространения 14 000 гей-дружественных книг на книжной ярмарке Рио-де-Жанейро после того, как евангелический мэр города подвергнул цензуре графический роман, в котором фигурировал гей-герой. Короче говоря, подростки получают свои новости от других молодых людей, которые в основном выражают свое личное мнение и едва ли лучше информированы, чем они сами.

По словам г-на Миттмана, потребители подростковых новостей ищут “уровень достоверности, который позволяет вам знать, что они говорят с вами”. Другие подростки говорят, что они получают свои новости из клипов ночных телеведущих, таких как Тревор Ной или Стивен Кольбер, или от стендап-комиков, таких как Хасан Минхадж, у которого есть популярное шоу На Netflix. Личности заменяют новостные организации. “Я чувствую, что это скучно, если это статья. Но если это видео, то оно очень привлекательное", - говорит Дионис, 16 лет, в Бостоне.

Это открывает путь к партийности и дезинформации. Амазонские пожарные посты были изрешечены ошибками. Таких личностей, как PewDiePie и другие ютуберы, обычно обвиняют в том, что они делают подстрекательские комментарии или вытягивают безвкусные трюки. Мемы часто не имеют никакого отношения к действительности. Многие подростки говорят, что они все это знают, но они оптимистично относятся к сомнительному происхождению своих новостей. Простого повторения достаточно, чтобы убедить некоторых. “Я не верю ничему, что читаю в социальных сетях", - говорит Джалия в Бостоне. “Если только это не будет продолжаться - тогда может быть". Другие верят информации, если она поступает от проверенных аккаунтов. Но многие доверяют ему, только если информация исходит от их друзей.

Многие бразильцы "сразу же верят в подлинность аудио, отправленного через WhatsApp кем-то, кого они знают”, нахмурив брови при виде ленты, просочившейся в Folha de S. Paulo, крупную газету, говорит Джоэл Пиньейру да Фонсека, 34-летний обозреватель Folha. Понимая, что мало кто из молодых людей читает его колонку (да и вообще любой другой раздел его газеты), мистер Пиньейро завел канал на YouTube, где поклонники комментируют его лохматые волосы или домашнюю обстановку так же часто, как и его политический анализ. “Для них рудиментарное качество делает его более подлинным", - говорит он. "Молодые люди хотят установить связь со своими источниками информации”.

Одним из следствий зависимости от личностей является то, что источником новостей становятся платформы, на которых они появляются, а не публикации. “Когда ваша стартовая позиция в социальных сетях - WhatsApp, Instagram, что угодно — ваша лояльность к любому конкретному издателю намного ниже", - говорит Сатьян Гаджвани, который управляет цифровым подразделением The Times Group, крупнейшего медиа-конгломерата Индии. Более полумиллиарда человек посещают его цифровые объекты каждый месяц; более 100 миллионов делают это каждый день. “Как мы можем создать достаточно доверия и уверенности в них, чтобы они стали лояльными к бренду?” - спрашивает он. Манви, 15-летний житель Дели, является примером его беспокойства. Ее семья подписывается на газеты медиагруппы, но в интернете она читает все, что "всплывает на телефоне, когда я открываю Chrome". На вопрос, откуда берутся новости, она отвечает: “Я ничего об этом не знаю.”

В отчете Ofcom говорится, что “когда люди потребляют новости таким образом, их вовлеченность обычно мимолетна". Более того, "они также с меньшей вероятностью будут знать об источнике новостного контента. Некоторые молодые люди, с которыми мы разговаривали, не имели тесной связи с BBC, считая его просто "одним из многих" поставщиков онлайн-новостей”.

*проверить записи*

Для бизнеса это представляет как возможности, так и проблемы. Такие выскочки, как @houseofhighlights и @theshaderoom, будут порождать подражателей по всему миру, как и BuzzFeed для предыдущего поколения. Медиа-организации, такие как BBC, India'S Times Group или America'S Turner, владеющие Bleacher Report, будут вынуждены инвестировать и приобретать свой путь к актуальности. Большой риск заключается в том, что они могут сделать это и все равно исчезнут, поскольку доверие к крупным брендам снижается. В любом случае, молодые люди будут продолжать проводить огромное количество времени в интернете. "Социальные медиа в основном контролируют каждый аспект нашей жизни", - говорит Стейси, 15-летняя бостонка.

Для обществ это более тревожно. Ютуберы и Instagram-личности не подписывают никаких редакторских кодексов поведения, не интересуются традиционными практиками справедливости или объективности, а их мотивы не запятнаны устаревшими представлениями об общественной пользе. Это дает информационным повстанцам огромную власть. Правительства и институты не могут просто желать этого. В самом деле, некоторые уже чувствуют, что у них нет другого выбора, кроме как присоединиться к драке. В своем выступлении в ООН президент Букеле сказал: "Хотя мы, возможно, не захотим принять это и будем сопротивляться этому, интернет все больше становится реальным миром”.

Опубликовано в The Economist 18 декабря 2019 года.