Найти тему

Психология и семиотика политической интриги

В качестве классического примера политических интриг можно рассмотреть ряд коммуникативных ситуаций из жизни германского нобилитета, известных по материалу произведений раннесредневековой латинской историографии, в частности, произведения Григория Турского "История франков".

Весьма удачным материалом для анализа может служить политическая интрига, организованная супругой короля тюрингов Герменефреда, который правил тюрингским королевством совместно со своим братом Бадерихом. Григорий Турский описывает фабулу данной интриги следующим образом:

«Жена же Герменефреда по имени Амалаберга, злая и жестокая, разожгла между братьями междоусобную войну. А именно: когда однажды ее муж пришел к обеду, он увидел, что стол накрыт только наполовину. Он спросил, что это значит, и она ему ответила: «Кто в королевстве владеет лишь половиной, тому и стол следует накрывать наполовину». Подстрекаемый такими и подобными им речами, Герменефред восстал против брата и, послав к королю Теодориху тайных послов, предложил ему принять участие в преследовании своего брата… Сойдясь на поле боя с Бадерихом, они уничтожили его войско, а его самого зарубили мечом».

Применив к данной ситуации методику анализа психологических игр Эрика Берна, представим алгоритм психологической игры королевы Амалаберги, описанный Григорием Турским, в виде двухходовой трансакции:

Ход 1. Простая дополняющая трансакция:

Трансактный стимул:

Взрослый (женщины) обращается к Взрослому (мужчины) в форме отказа от исполнения повседневного ритуала, накрывая только половину стола, вместо всего. Психологическая парадигма в данной трансакции еще не прослеживается, поскольку не вполне ясно, что это за вызов и чем он обусловлен.

Трансактная реакция:

Удивленный Взрослый (мужчины) обращается к Взрослому (женщины) с ответным вопросом: «Что означает подобный знак»? Данная реакция является вполне адекватной, и придает трансакции дополняющий характер.

Ход 2. Скрытая угловая трансакция

Трансактный стимул (2):

Социальный уровень трансакции: Родитель (женщины) обращается к Ребенку (мужчины): «Кто в королевстве владеет лишь половиной, тому и стол следует накрывать наполовину» (иконический знак). Необходимо отметить, что второй трансактный стимул пересекается с предыдущей трансактной парадигмой Взрослый-Взрослый, что приводит к возникновению выраженной конфликтной ситуации.

Психологический уровень трансакции: расчетливый Взрослый (женщины) обращается к Ребенку (мужчины) с упреком следующего содержания: «ты недостаточно мужественен, чтобы обладать мною. Докажи мне свою состоятельность».

Анализируя предложенную Э. Берном формулу игры (П + С = Р → П → Н → В) определим в данном примере следующие составляющие:

  • Приманка – неожиданный отказ «водящим» от исполнения ритуала,
  • Схваченная приманка – смятение, испытываемое «жертвой» при виде данного отказа,
  • Рычаг – требование «жертвы» объяснить происходящее (попытка сохранить достоинство),
  • Переключатель – указание «водящим» на слабость «жертвы»,
  • Недоумение – реакция «жертвы», попавшей в неожиданное эго-состояние Ребенка,
  • Выигрыш «ведущего» − последующее исполнение «жертвой» его скрытых указаний, Выигрыш «жертвы» − восстановленная самооценка.

Игры подобного содержания описаны Э. Берном в разделе сексуальных игр под условным названием «Ну-ка подеритесь».

Тезис данной игры заключается в том, что женщина «сталкивает лбами» двух мужчин, выступая в роли судьи (и одновременно награды), а мужчинам предлагается выступить в роли состязающихся.

В работе Э. Берна отсутствует подробный психологический анализ механизмов, лежащих в основе данных игр. Представляется возможным предположить, что целью подобной игры является реализация направленного наружу мортидо (деструдо), а в случае Амалаберги, вероятно, еще и реализация определенного жизненного сценария.

-2

Согласно мнению Э. Берна, «у каждого индивидуума есть подсознательный план жизни, или сценарий», ключевое место в формировании которого занимает родительское программирование, поскольку сценарии создаются в детстве:

«Первый и наиболее архаичный вариант сценария, первичный протокол создается в сознании ребенка в том возрасте, когда для него реальны только члены его семьи. Мы считаем, что родители представляются ему огромными фигурами, наделенными волшебной властью, как великаны, гиганты, людоеды, чудовища и горгоны в мифологии, хотя бы потому, что родители втрое выше и в десять раз массивнее ребенка. Подрастая, ребенок набирается ума-разума и перемещается из классической вселенной в более романтический мир. Он создает первый палимпсест, или переработанный вариант своего сценария, чтобы сценарий более соответствовал его новым представлениям об окружении. В нормальных условиях ему в этом помогают сказки и рассказы о животных, которые вначале ему читает мать, а потом он сам на досуге, когда может отпустить на волю свое воображение. В этих рассказах и сказках тоже есть волшебство, но оно не сотрясает небо и землю, как в мифах. Они дают ему целый набор новых типажей, чтобы он мог по своей воле раздавать им роли».

Исключительное значение сценарии играют в семьях представителей королевских фамилий, где сценарное программирование обусловлено существующим культом предков.

Анализируя пример королевы Амалаберги мы не располагаем подробными сведениями о ее детстве, однако, знаем ее родственные связи, что во многом облегчает задачу. Само имя королевы указывает на принадлежность к царственному роду Амалов, вошедшему в историю благодаря имени короля остготов Теодориха Великого, единственного из варварских правителей, который в римской литературе удостоился сравнения по своему величию с римскими императорами. Амалаберга была племянницей Теодориха Великого, и авторитарная фигура ее дяди, объединившего под своей властью территорию всей Италии, несомненно оказывала огромное влияние на формирование ее установок, касающихся образа идеального мужчины. В связи с этим становится более понятным произошедший у нее выплеск деструдо в отношении слабовольного Герменефреда, который в ее сценарии несомненно играет роль «неудачника».

______________________

Сергей Санников - кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем НГУ

______________________