Событиям, которые здесь описаны, минуло 12 лет. Однако тот тест-драйв вместе с другими его участниками мы регулярно вспоминаем со смехом до сих пор. Надеюсь, сможем поднять настроение и вам ))
Николай Марков, фото автора и Максима Шелепенкова
Для начала – небольшая предыстория. Аккурат накануне кризиса 2008 года итальянская компания IVECO собралась обзавестись в нашей стране заводиком для сборки малотоннажных грузовичков и фургонов Daily. Российский рынок тогда испытывал небывалый подъем, и продажи всего, что могло самостоятельно двигаться, росли как на дрожжах. Совместное предприятие по изготовлению тяжелых грузовиков у итальянцев уже давно было открыто в Миассе (на тот момент оно называлось ИВЕКО-УралАЗ, а сейчас это ИВЕКО-АМТ). А партнером в проекте сборки малотоннажников итальянцы выбрали компанию Самотлор-НН из Нижнего Новгорода (на тот момент это был крупнейший в стране «кузовщик» – предприятие, где шасси и цельнометаллические фургоны разных марок превращали в микроавтобусы, «скорые» и другую спецтехнику). У Самотлора тогда было целых три завода: в Нижнем Новгороде, Балахне и Семёнове. На последнем из них – бывшем «Семаре» (Семёновском авторемонтном заводе) – и решили организовать сборку IVECO Daily. Фактически по соседству со старым цехом, где когда-то делали микроавтобусы Семар-3234 на шасси ГАЗели, началось возведение нового цеха. Совместное предприятие между Самотлором и IVECO назвали СП «САВЕКО».
В первую очередь на САВЕКО хотели делать шасси и фургоны IVECO Daily с обычным задним приводом. Но кроме них уже к концу 2008 года в Семенове должны были собрать 200 специальных шасси IVECO Daily 4x4 последнего поколения – на тот момент это была совсем новая машина, только что дебютировавшая в Европе. Уже тогда стало привычным делом, что полноприводный европейский малотоннажник – это паркетный вездеходик: к стандартной машине добавили раздаточную коробку (иногда даже без понижающей передачи) или редуктор отбора мощности, второй ведущий мост, слегка приподняли над дорогой кузов (а порой даже и не приподняли) – и готово дело. Примерно по такой схеме построены Volkswagen Transporter 4Motion, Ford Transit AWD, Mercedes-Benz Sprinter 4x4. Скользкий подъем или короткий снежный перемет им «по зубам», а большего от них никто не требует. Но Daily 4x4 построен по другой идеологии: это настоящий вездеход без скидок на происхождение!
В основе Daily 4x4 – оригинальная рама из 5-мм стали. В ходовой части – неразрезные ведущие мосты с подвеской на продольных рессорах и односкатными колесами. Но всё цветочки, а ягодки – это трансмиссия. Сразу после 6-ступенчатой коробки передач стоит 2-ступенчатый демультипликатор с передаточными числами 1,0 и 1,3. А еще дальше, после небольшого промежуточного кардана, смонтирована 2-ступенчатая раздаточная коробка с могучим понижением 3,0! Посчитаем передачи? 6х2х2=24! Привод на оба моста выполнен постоянным, но распределение крутящего момента по осям происходит не поровну: передним колесам достается 32%, а более нагруженным задним – 68%. Для движения же в тяжелых дорожных условиях все три дифференциала блокируются. При этом привод всех блокировок – электронный, а отключаются межколесные блокировки не только вручную, но и автоматически при достижении определенной скорости. В списке опций – коробка отбора мощности для привода навесных механизмов и централизованная подкачка шин.
Одним словом, IVECO Daily 4х4 – очень серьезные автомобили! И для знакомства с ними самотлоровцы и ивековцы в феврале 2008 года созвали на покатушки несколько человек из специализированных транспортных изданий. И, что характерно, ни одного блогера или ютюбера в той компании не было, ибо даже слов таких еще никто у нас не знал )) Местом для покатушек выбрали совершеннейшую глухомань в Поветлужье: окрестности конного клуба «Серая лошадь», к которому вело тупиковое шоссе где-то на стыке Нижегородской области и республики Марий Эл. Но необычное место покатушек – это еще полдела. Самое интересное, что оба тестовых автомобиля оказались в «боевой» раскраске, с мигалками и сиренами: один – медицинский реанимобиль, другой – оперативная машина МЧС. В общем, первую пару часов мы носились по окрестным деревням, завывая сиренами на все лады и распугивая местных:
— Бабка, у кого тут газ взорвался?
— Какой газ, милок? Его в нашей деревне и не было никогда…
— Хоть и не было, а он все равно взорвался!
Однако все эти покатушки происходили на дорогах: хоть и сильно заметенных глубоким снегом, но все же дорогах. И для наших Daily они не представляли сколько-нибудь серьезного препятствия. Тогда мы решили съездить куда-нибудь в лес. Спрашиваем у самого главного начальника всего мероприятия – у хозяина фирмы «Самотлор-НН» Николай Палыча Сандугея: мол, нет ли здесь где-нибудь более интересных дорожек? Таких, чтоб хоть пару блокировок-то пришлось включить? В ответ Сандугей порекомендовал нам отъехать с полкилометра назад: там как раз съезд с шоссе есть, и колея по полю в сторону леса уходит. Туда, мол, и езжайте! Ну, мы и поехали. И все бы ничего, но колея та оказалась для наших «ивек» узковатой, да и провалились они в нее сразу неприлично глубоко…
Естественно, шины мы спускать не стали, поскольку накачивать обратно их все равно было нечем: обе машины были предоставлены для покатушек без компрессоров и без хоть какого-нибудь инструмента. А до ближайшей шиномонтажки ехать 50 км... Больше того: организаторы не взяли с собой даже ни одной буксировочной стропы! Но на «эмчеэсовской» машине стояла лебедка, так что со спокойной душой мы решили ехать в поле прямо так: с помощью лебедки, случись что, всё равно выберемся. Да и водители подобных автомобилей спецслужб ведь тоже колеса никогда не травят, не желая потом тратить время на обратную накачку, так что эксперимент обещал быть максимально приближенным к реальным условиям эксплуатации. Итак, IVECO против снежной целины. Кто кого?!
Меньше чем через сотню метров от точки съезда куча снега у переднего бампера моей головной «эмчеэсовской» машины благополучно выросла почти до противотуманных фар, расположенных в 80 см над землей, и дальнейшее продвижение вперед оказалось невозможным. Впрочем, назад тоже, потому что вторая машина, реанимационная, к этому времени уже повисла в колее на мостах и перекрыла пути к отступлению: ее водитель лишь на секунду допустил пробуксовку колес на месте, и зубастый протектор 35-дюймовых шин Super Swamper TSL Bogger тут же вырыл четыре аккуратные ямки под всеми колесами ))
Выходим, осматриваемся. Глубина снежного покрова местами переваливает хорошо за полметра. Помните такую народную мудрость: настоящий внедорожник застрянет там, куда обычный автомобиль не доедет? Мы тоже вспомнили. А заодно и еще одну – чем круче джип, тем дальше бежать за трактором. Нам, правда, бежать никуда не пришлось: проезжавшие трактористы из соседней деревеньки сами нас заприметили и повернули в нашу сторону. И это неудивительно – вы же помните, что за раскраска у наших машин? Вот мужики на «Беларуси» и подумали, что где-то тут в лесу, как минимум, упал метеорит. Но порадовались мы рано: пробираясь в нашу сторону, старенький МТЗ-82 с прицепом увяз в поле в двухстах метрах по другую сторону шоссе от нас. Обнадеживающая картина…
Тогда мы принялись спасать себя самостоятельно. План эвакуации родился быстро: разворачиваем при помощи лебедки мою эмчеэсную машину, цепляясь за растущие вдоль шоссе деревья, затем все той же лебедкой выдергиваем из ловушки «скорую», возвращаемся по своим следам и едем вытаскивать трактор. Вот только не думали мы тогда, что на воплощение этого плана в жизнь уйдет больше четырех часов! ))
Маневр с разворотом осложнял тот факт, что расстояние от колеи до растущих параллельно ей деревьев составляло около 10 метров, а глубина снега по мере приближения к деревьям лавинообразно нарастала: чтобы не оказаться в ловушке, на этом коротком отрезке надо было успеть повернуть машину минимум на 120 градусов. Но благодаря тому, что вгрызаясь при помощи лебедки в новые пласты снега, машина обычно сохраняла возможность хотя бы на несколько десятков сантиметров возвращаться назад, с этой задачей, многократно перецепляясь за новые деревья, мы справились успешно.
После чего приступили ко второму этапу операции по вызволению из плена «скорой», стоявшей метрах в двадцати от «эмчеэски». Зацепили трос, потянули… Пошла-пошла-пошла! Но вдруг, ни с того, ни с сего, у нашего «эвакуатора» заглох мотор и выключилась лебедка. А вместе с ними «потух» и щиток приборов. И на поворот ключа – никакой реакции… Только накануне высокопоставленные итальянские боссы с гордостью рассказывали нам, как профессионально организован сервис автомобилей IVECO в Европе. Сломались? Не проблема: позвоните, и помощь прибудет к вам в любую точку в течение 20 минут. Приехавшие механики с помощью ноутбука продиагностируют машину и примут решение: чинить на месте или эвакуировать в ближайший сервисный центр. В особо тяжелых случаях механики могут передать результаты сканирования машины по Интернету в центральный офис, специалисты которого максимально быстро выдадут свое заключение по проблеме. Так, хе-хе-хе, какой там телефон у «Европейской службы спасения IVECO»? Сейчас как позвоним практически из самого сердца Европы… Ах, в лесах Поветлужья «мобильник» не ловит сеть… Какая жалость...
Ладно, тогда мозговой штурм: у машины дизель, но с электронным управлением, поэтому без «электричества» функционировать не может. Слетела клемма с аккумулятора? Но тогда бы двигатель мог работать дальше от генератора. То же самое в случае отказа генератора: выручила бы АКБ. Значит, где-то в силовой цепи сгорел предохранитель, не выдержавший слишком высокого тока, потребляемого нештатной для машины лебедкой. Этот самый предохранитель нашелся сразу: он был установлен в коммутационном блоке около плюсовой клеммы аккумулятора. Перемкнув его напрямую ключом от гаража, убедился: энергоснабжение машины восстановилось. Дисплей на щитке приборов сразу «ожил» и начал материть нас всякими итальянскими словами, требуя немедля доставить машину на фирменный сервис. Но вот незадача: на что заменить предохранитель? И тут до нас доехал-таки тот самый трактор «Беларусь» с двумя местными жителями на борту. Причем совершенно трезвыми. Правда, уже без прицепа – его мужики пока так и бросили в поле. Хе-хе, никак, подоспела техпомощь, посланная из центрального европейского офиса IVECO?! ))
Смех смехом, но в кармане одного мужика отыскался ключик «12 на 13», который стал для нас в тот момент золотым. А все потому, что он самым замечательным образом подошел на роль перемычки вместо сгоревшего предохранителя! Правда, чтобы ключ не выскакивал из гнезда от тряски, его пришлось держать, поэтому далее движение происходило так: я – рулю, а впереди машины на кенгурятнике, под открытым капотом, восседает с ключом в руках Миша Ожерельев из журнала «Автопарк». Кстати, экипаж «Беларуси» открыл нам тайну происхождения колеи в поле: это пару дней тому назад гусеничный трактор ДТ-75 поехал в лес по дрова. Да так там в лесу и остался: «Увяз нахрен, а вытаскивать нам его все равно нечем больше – МТЗ туда не продоедет!»
Нашего «ноу-хау» с ключом хватило ненадолго, поскольку вскоре лебедка перестала тянуть, почти полностью «высосав» энергию из аккумулятора. Благо, к тому времени обе машины уже обрели способность автономного передвижения по местности. «Реанимация» с нескольких попыток пробилась задним ходом к выезду на шоссе, но вот одолеть финальный подъем со снежным бруствером не смогла. А потом и вовсе снова закопалась в поле.
На наше счастье в это время мимо ехали два грейдера, машинист одного из которых с энтузиазмом отнесся к идее отдохнуть от монотонной работы и поучаствовать в небольшом внедорожном приключении )) В общем, грейдер тоже съехал в поле и за 10 минут прочистил в снегу выезд для «эмчеэски», но… тоже застрял, пытаясь вернуться задним ходом на шоссе! Вокруг начали раздаваться язвительные смешки о том, где нам всем сегодня придется ночевать…
Закончилось все благополучно: еще минут за 15 водитель грейдера умудрился раскачать машину, потом развернулся прямо в поле, прочистив себе новую дорогу в снегу, и уж передом-то довольно легко вернулся восвояси, попутно полностью расчистив выезд на шоссе. Затем по получившемуся «автобану» я выехал на трассу на «эмчеэске» и уже с асфальта тросом от лебедки спокойно вытянул из «засады» вторую Daily.
Перед проходимостью IVECO Daily 4x4 снимаю шляпу: она великолепна. Конечно, целину мы не победили, но ничью можно засчитать вполне обоснованно. Критику во время внедорожного драйва вызвали лишь два момента, причем оба являются следствием достоинств. Рычаг коробки передач выполнен в виде джойстика на панели приборов и отличается маленькими ходами и высокой информативностью. Алгоритм включения задней передачи – такой же, как для первой, но с предварительным подъемом блокировочного кольца на рычаге: случайно скорости не перепутаешь – это плюс, но быстро сменять заднюю передачу на первую во время попыток раскачать застрявший автомобиль уже трудно. Второе нарекание серьезнее: если застрявший автомобиль глохнет, то все блокировки дифференциалов автоматически выключаются. А вот с обратной их активацией у нас порой возникали проблемы: жмешь на кнопку, а блокировка не включается, пока автомобиль не стронется с места. А как ему стронуться, когда буксует одно-единственное колесо?
Что было дальше с проектом «САВЕКО»? Стартовать он не успел: разразился кризис. Итальянцы быстро «слились», а кузовостроительная империя Сандугея рухнула под тяжестью кредитов, взятых под строительство автосборочного завода. Компания «Самотлор-НН» обанкротилась и лишилась двух из трех производственных площадок. Площадку в Балахне выкупила ПКФ «Луидор»: там теперь находится крупный завод по изготовлению микроавтобусов и сидений к ним. Площадка в Семенове отошла банку и очень долго пустовала. Никакого автомобильного производства там больше не возобновилось. Лишь нижегородская площадка осталась в собственности Сандугея, где производство микроавтобусов, «санитарок» и другой спецтехники восстановили уже в рамках новой компании «Промышленные технологии». Былых масштабов, правда, достичь уже не удалось – основные конкуренты ушли далеко вперед.
Но утраченных в России позиций не восстановил до конца и IVECO Daily: при всех своих достоинствах, из-за высокой цены итальянские малотоннажники имеют у нас ограниченный спрос, и ни о каком создании сборочных заводов речь уже не ведется. Соответственно, и Daily 4х4 так и остались для нас экзотикой. К большому сожалению...