Найти в Дзене

Понятие "справедливая цена" в экономике

Понятие "цена товара", которое лежит в основе теории современной экономики, впервые было проанализировано Аристотелем. Больше всего его волновала проблема справедливого обмена. Аристотель рассуждал:

Иметь больше своей доли - значит "наживаться", а иметь меньше, чем было первоначально, значит, "терпеть убытки"... А когда нет ни "больше", ни "меньше"... говорят, что у каждого его доля и никто не терпит убытков и не наживается".

Аристотель искал критерий, с помощью которого можно было бы определить справедливость пропорции обмена. Ясный ответ на этот вопрос не нашел. Основные моменты, которые выделил Аристотель:

  • Тех, кто обменивается, должна связывать взаимая потребность.
  • То, что подлежит обмену, должно быть равно и иметь общую меру.
  • Общая мера при обмене - потребность, которую заменяют деньги. Деньги - мера условная. Устанавливаются по уговору между людьми.
  • Обмен становится справедливым, если соотношение сторон отражает соотношение работ.
  • Без справедливых обменов невозможна общинная жизнь.

Тезисы Аристотеля повлекли за собой противоречивые толкования.

Первые взяли за основу тезис о том, что обмен становится справедливым, если отражается соотношение работ. Это направление интересовало средневековых схоластов (Альберт Великий, Дунс Скот), английских экономистов-либералов (А. Смит, Д. Рикардо), социалистов (К. Маркс, В.И. Ленин).

Вторые взяли за основу тезис о потребности как общей мере при обмене. Отсюда возникли теории, выводящие цену из полезности благ. Это направление интересовало христианского богослова Августина Блаженного, философов Э. Кондильяка, И. Бентама, экономистов Ф. Галиани и Г. Госсена, П. Самуэльсон.

Дискуссии о справедливой цене продолжались в 13 веке, в среде схоластов - западноевропейской католической профессуры. Дискуссии в то время основывались не только на теориях Аристотеля. Важным источником было римское право. Оно принесло идею свободы договора между участниками обмена.

Средневековые авторы выделяли две группы факторов образования цены:

  1. Экономические - связанные с компенсацией потерь продавца.
  2. Факторы, отражающие потребности.
"Вещь стоит того, за что одна может быть продана - это значит: в обычном случае, в общественном месте, многим людям и в течение нескольких дней", - писал в 14 веке Бартоло из Сассоферрато.

Бороться с нарушениями правил честной торговли предлагалось правовыми средствами, опираясь на римское право.