Найти тему
Индустриальный турист

Самое интересное о мостах через Обводный канал. Часть 2

Оглавление

Я продолжаю свой рассказ о пе, переброшенных через воды Обводного канала. В прошлой части я рассказал вам о 10 мостах: от Шлиссельбургского до Рузовского. Сегодня же мы затронем оставшиеся 13 - не пугайтесь их количеству, не все они интересны, так что на некоторых мостах я буду заострять не очень много внимания.

Прежде чем продолжить прогулку, уточню один момент, связанный с историей Обводного канала, который я частично упомянул в прошлой статье, но не раскрыл его в полной мере. Дело в том, что Обводный канал возводили по частям и в разное время, и первоначальный проект канала несколько раз менялся: планировалось провести Обводный в районе современного Таврического сада, так что в 1780 году его прорыли от Лиговского канала до реки Екатерингофки. Но при последующем строительстве изначальные планы изменились и направление канала скорректировали: теперь он течёт не с севера, а с востока, а исток он берёт в Неве, близ Александро-Невской лавры.

В качестве примера привожу "план столичного города Санкт-Петербург в 1793 году". Как вы можете видеть, на тот момент Обводный канал уже существует (по нему проходит граница города), однако истоком его служит не Нева, а Лиговский канал, и находится исток в районе современной станции метро "Лиговский проспект", а в привычное нам русло Обводный канал попадает только в районе современной улицы Константина Засловнова (близ Борового моста). Фото взято с сайта www.etomesto.ru
В качестве примера привожу "план столичного города Санкт-Петербург в 1793 году". Как вы можете видеть, на тот момент Обводный канал уже существует (по нему проходит граница города), однако истоком его служит не Нева, а Лиговский канал, и находится исток в районе современной станции метро "Лиговский проспект", а в привычное нам русло Обводный канал попадает только в районе современной улицы Константина Засловнова (близ Борового моста). Фото взято с сайта www.etomesto.ru

Таким образом, в своём современном виде Обводный канал появился лишь в 1820-х годах (о чём я и писал в предыдущей статье), однако фактически канал существует с 1780-х годов. Я считаю, что эта информация важна и полезна - далеко не все петербуржцы знают о том, что Обводный канал на протяжении 40 лет протекал не там, где мы привыкли его видеть. И хотя почти все мосты через канал появились ближе к 1820-м годам, существует одна переправа, построенная ещё в 18 веке (далее я расскажу о ней подробнее).

Ну а теперь начинаем!

Можайский, Газовый и Масляный мосты

Я объединил три этих пешеходных моста в один пункт по двум причинам: во-первых, они построены по одному проекту и почти не отличаются друг от друга, во-вторых, все три моста связаны с расположенными близ них заводами - об этом вы могли догадаться и из их названия.

Первый мост - Можайский. Своё имя он получил в честь Можайской улицы, в створе которой он и находится. Та, в свою очередь, была названа в честь города Можайска (в прошлой части я уже упоминал тот факт, что в этом квартале почти все улицы названы в честь населённых пунктов Московской области). К сожалению, больше мне сказать про этот мост нечего - идём дальше.

Газовый мост. На заднем плане вы можете видеть мост, идентичный Газовому по конструкции - это Можайский мост
Газовый мост. На заднем плане вы можете видеть мост, идентичный Газовому по конструкции - это Можайский мост

Вторым по счёту мостом является Газовый мост, и тут всё куда интереснее! Своё название он получил в честь располагавшегося близ него газового завода. Более того, он и построен был для прокладки внутри него труб, идущих в центр Петербурга от этой фабрики.

В наши дни газовый завод прекратил своё существование, однако память о нём сохранилась не только в названии моста, но и в этих чудесных сооружениях, называемых газгольдерами. В своё время в них хранили газ, сейчас же им придали новое назначение. К примеру, газгольдер на фото в наши дни является крупнейшим в мире планетарием!
В наши дни газовый завод прекратил своё существование, однако память о нём сохранилась не только в названии моста, но и в этих чудесных сооружениях, называемых газгольдерами. В своё время в них хранили газ, сейчас же им придали новое назначение. К примеру, газгольдер на фото в наши дни является крупнейшим в мире планетарием!

Вы скажите: "А что интересного в обычном газовом заводе?" Отвечу. Не многие знают, для каких нужд в те времена использовался газ и зачем его нужно было хранить в таких огромных количествах. Всё просто - ещё в конце 19 - начале 20 века Санкт-Петербург освещался не электрическими лампочками (хоть их и изобрели в 1879 году), а газовыми фонарями! И каждый вечер фонарщики ходили по Петербургу и зажигали газовые фонари один за другим. А газ для них они брали как раз из газгольдеров, самым крупным из которых были газгольдеры на Обводном канале.

Масляный мост
Масляный мост

Третий мост называется Масляным по расположенному неподалёку масляному заводу "Масложир" (в наше время название предприятия превратилось в "Масложировой комбинат").

И пускай эти три моста однотипны, вместе они формируют очень интересный и выразительный ансамбль, украшая своим видом Обводный канал!

Ново-Московский мост

Дата постройки: 1816 (первоначальный), 1967
В створе: Московского проспекта

Ново-Московский мост был построен в те времена, когда Обводный канал перестраивали и придавали ему современный облик. Но с 1780-х годов в створе Московского проспекта постоянной переправы не существовало. Строительство чугунного моста в 1816 году позволило решить эту проблему.

Напротив моста расположен Фрунзенский универмаг - очень интересное с точки зрения архитектуры здание, служащее своеобразным украшением как Ново-Московского моста, так и самого Московского проспекта
Напротив моста расположен Фрунзенский универмаг - очень интересное с точки зрения архитектуры здание, служащее своеобразным украшением как Ново-Московского моста, так и самого Московского проспекта

С тех пор Ново-Московский мост неоднократно расширяли и перестраивали: связано это было с постоянным увеличением транспортной нагрузки. Современный мост был построен в 1967 году и, судя по всему, окончательно решил вопрос пробок (насколько это возможно) на Московском проспекте.

Варшавский мост

Дата постройки: 1862 (деревянный), 1910
В створе: Измайловского проспекта

На заднем плане вы можете видеть прекрасную церковь Воскресения Христова, построенную в 1908 году тремя архитекторами: Гриммом, фон Голи и Гуном. Прекрасная церковь в неорусском стиле - одна из самых красивых построек на Обводном канале в целом!
На заднем плане вы можете видеть прекрасную церковь Воскресения Христова, построенную в 1908 году тремя архитекторами: Гриммом, фон Голи и Гуном. Прекрасная церковь в неорусском стиле - одна из самых красивых построек на Обводном канале в целом!

А вот этот мост интересен и своим внешним обликом (во всяком случае, в сравнении с другими мостами Обводного), и своей историей. А всё потому что строился он для нужд ныне не функционирующего Варшавского вокзала, который, к слову, был третьим по счету вокзалом Петербурга (раньше него были построены Витебский и Московский вокзалы).

В наше время здание Варшавского вокзала используется в качестве торгового центра
В наше время здание Варшавского вокзала используется в качестве торгового центра

Изначально мост был деревянным, но в 1910 году на его месте была построена новая переправа, которая существует здесь и в наши дни. Собственно, и внешняя красота моста связана с временем его строительства: практически любой мост в Петербурге, построенный до революции, можно, в той или иной степени, назвать произведением искусства.

-8

Отмечу ещё один любопытный факт: по своей конструкции Варшавский мост практически полностью идентичен Пантелеймоновскому мосту через Фонтанку (о нём я рассказывал в своих прошлых статьях). Правда вот декоративное убранство (в основном, решётки) у Пантелеймоновского моста куда ярче и интереснее.

Митрофаньевский и Балтийский мосты

Дата постройки: 1957; 2007
В створе: Митрофаньевского шоссе

Ещё два моста, которые я объединил в один пункт. Но в этот раз дело не в их схожести, а в очевидной причине: в прошлом на этом месте существовал лишь Балтийский мост, он был пешеходным, тогда как в наше время к нему впритык пристроили новый, исключительно автомобильный Митрофаньевский мост.

-9

Балтийский мост был открыт в 1957 году по все тем же причинам: внутри него проложили трубы теплопровода. Впрочем, место для моста действительно удачное: он расположен прямо напротив входа в вестибюль станции метро "Балтийская" и близко к входу в Балтийский вокзал. Собственно, отсюда и пошло название самого моста.

На этом фото видно, что между мостами присутствует небольшой зазор
На этом фото видно, что между мостами присутствует небольшой зазор

Однако, в 2007 году было расширено Митрофаньевское шоссе (с двух до четырёх полос), после чего оно приобрело важное значение - из небольшой дороги посреди промзоны оно превратилось в крупную транспортную артерию, служащую дублёром Московского проспекта. Логично, что закончить шоссе перед Обводным каналом было бы неправильно - это создало бы пробки на набережной. Тогда то и было решено возвести современный, Митрофаньевский мост - вплотную к уже существующему Балтийскому мосту.

-11

В ходе возведения моста-соседа, Балтийский мост лишился некоторых декоративных черт вроде светильников (они были стилизованы под "старый Петербург"). Но в целом получилось довольно интересно - я не припомню в Питере других примеров соединения двух мостов в один!

Ново-Петергофский мост

Дата постройки: 1857 (деревянный), 1932
В створе: Лермонтовского проспекта

Совсем рядышком с Митрофаньевским мостом расположен другой автомобильный мост - Ново-Петергофский. До строительства соседней переправы, именно Ново-Петергофский мост являлся единственной связью центральной части Петербурга с Балтийским вокзалом.

-12

Внешне переправа сильно отличается от своих соседей, возведённых в 1960-х годах. Оно и понятно - возводился мост в другое время, инженерами и архитекторами другого поколения (автором проекта является зодчий Лев Ильин, который прославился своей дореволюционной архитектурной деятельностью, а в советское время он долгое время занимал должность главного архитектора Ленинграда).

Краснооктябрьский мост

Дата постройки: 1909 (деревянный), 1958
В створе: улицы Розенштейна

Следующий мост расположен буквально в двух шагах от предыдущего (на этом промежутке Обводного канала мосты идут один за одним с расстояниями по 200 метров друг от друга), и называется он Краснооктябрьским.

Краснооктябрьский мост. На заднем плане - корпуса ныне заброшенной фабрики "Красный треугольник"
Краснооктябрьский мост. На заднем плане - корпуса ныне заброшенной фабрики "Красный треугольник"

Как вы могли догадаться, название "Краснооктябрьский" было присвоено этому мосту в советское время, тогда как изначально его именовали Лейхтенбергским, как и улицу, в створе которой он расположен (ныне это улица Розенштейна). Название это связано с тем, что в прошлом неподалёку от моста существовала чугунолитейная фабрика герцога Лейхтенбергского. А вот название "Краснооктябрьский" было присвоено переправе без привязки к истории этих мест и носит исключительно идеологический характер.

-14

Не могу не заострить внимание и на самой улице Розенштейна, которая, как мне кажется, служит прекрасным примером маргинального Петербурга - целый квартал руинированных дореволюционных доходных домов (между улицами Розенштейна и Шкапина), до которых никому нет дела - часть из них уже снесли, другие, судя по всему, уже доживают свой век. Грустное зрелище. Такое можно встретить только на Обводном канале!

Таракановский мост

Дата открытия: 1975 год
В створе: улицы Циолковского

Данный мост имеет название, не связанное с окружающими его объектами. Тем более не связано оно с нелюбимыми всеми нами насекомыми. А всё потому что его именование упирается в исторический контекст, и отсылает нас на протекавшую на этом месте реку Таракановку, которая в прошлом соединяла Обводный канал и реку Екатерингофку. Эта речка текла из Фонтанки на месте современного проспекта Циолковского (странная форма проспекта напрямую связана с руслом бывшей реки), пересекала Обводный канал, протекала сквозь завод "Красный треугольник" и близ Нарвских ворот впадала в реку Екатерингофку.

Пешеходный мост находится прямо напротив входа в одну из самых известных заброшек Петербурга - завода "Красный треугольник"
Пешеходный мост находится прямо напротив входа в одну из самых известных заброшек Петербурга - завода "Красный треугольник"

Однако, в 1907 году её засыпали на участке от Фонтанки до Обводного канала, а в 1920х годах реки не стало и на промежутке от Обводного до Нарвской заставы. В наше время Таракановка огибает парк Екатерингоф и плавно переходит в Бумажный канал. Но упоминание этой речки таки сохранилось - за это спасибо Таракановскому мосту!

Арка над входом в Красный треугольник на заднем плане фактически тоже является мостом, построенным над уже несуществующей рекой Таракановкой
Арка над входом в Красный треугольник на заднем плане фактически тоже является мостом, построенным над уже несуществующей рекой Таракановкой

По своим внешним признакам Таракановский мост практически не выделяется среди других пешеходных мостов Обводного канала. Единственной интересной деталью переправы являются его фонари, стилизованные под дореволюционный стиль.

-17

Борисов мост

Дата постройки: 1895 (деревянный), 1990

Последний пешеходный мост через Обводный канал сохранил своё первоначальное, дореволюционное название, и это справедливо - он назван в честь купца Борисова, владения которого располагались в этих местах, и на деньги которого был построен этот мост. Правда, в те времена он был деревянным. Современный мост - перестройка времён Советского Союза.

На фотографии вы можете видеть не только Борисов мост, но и тот самый доходный дом (жёлтого цвета, обращённый к нам своей глухой брандмауэрной стеной), принадлежавший купцу Борисову
На фотографии вы можете видеть не только Борисов мост, но и тот самый доходный дом (жёлтого цвета, обращённый к нам своей глухой брандмауэрной стеной), принадлежавший купцу Борисову

В наше время Борисов мост не пользуется большой популярностью - до 1975 года мост был актуален для рабочих завода "Красный треугольник", но после строительства соседнего Таракановского моста необходимость в этой переправе стала пропадать, а после развала завода "Красный треугольник" - тем более.

Ново-Калинкин мост

Дата постройки: 1787 (первоначальный), 1930
В створе: Старо-Петергофского проспекта

Ново-Калинкин мост можно по праву называть самым старым мостом через Обводный канал: постоянный каменный мост в этих местах появился ещё в 1787 году - так что на протяжении 29 лет этот мост был единственной регулярной переправой через Обводный канал! Причём построил Ново-Калинкин мост знаменитый архитектор Антонио Ринальди (автор Владимирского собора и Мраморного дворца).

-19

К сожалению, до наших дней тот мост не дошёл - сейчас на его месте находится современная переправа, спроектированная уже в советское время.

К слову, в названии этого моста легко допустить ошибку, ведь севернее него находятся сразу две переправы с похожим названием: Старо-Калинкин мост через реку Фонтанку и Мало-Калинкин мост через канал Грибоедова. И в названии всех трёх мостов хранится история Калинкиной деревни, существовавшей в этих местах ещё до основанием Петром I Санкт-Петербурга!

Мост Степана Разина

Дата постройки: 1909 (первоначальный), 1979
В створе: улицы Степана Разина, Лифляндской улицы

Вот мы и добрались до последнего моста на Обводном канале! Думаю, что вы не удивитесь узнав, что мост Степана Разина тоже возведён по типовому проекту и почти ничем не отличается от своих соседей. Ну, такая судьба у мостов Обводного - зачастую они очень интересны своей историей, названием или окружением, но абсолютно непримечательны внешне!

-20

Первоначально мост назывался Эстляндским - по улице, расположенной в его створе (ныне это улица Степана Разина). Такое название не удивительно: бывшая Эстляндская, а также нынешняя Лифляндская улицы названы в честь русских губерний, на месте которых в наше время расположены современные государства Эстония и Латвия. Почему их так назвали? Всё просто - этот район в целом именуется Нарвской Заставой, так как в районе современных Нарвских ворот раньше находилась граница города, через которую проходила дорога на город Нарва - населённый пункт бывшей Эстляндии (ныне Эстонии).

Название "Степана Разина" гораздо менее логично - мост и улицу рядом с ним стали именовать так в честь предводителя крупнейшего на то время (1670-е годы) крестьянского восстания в России. Любопытно, что изначально мост (и одноименную улицу) называли "Стеньки Разина", прямо как в знаменитой песне "Из-за острова на стрежень"! Но в итоге было принято решение, что уменьшительной форме не место в названии моста, и его переименовали.

-21

На этом мосту Обводный канал не кончается - его устье расположено в 200 метрах западнее переправы. Именно там Обводный канал впадает в реку Екатерингофку. Здесь наше путешествие подходит к концу.

Так выглядит устье Обводного канала: в правой части фотографии Обводный, в левой - река Екатерингофка
Так выглядит устье Обводного канала: в правой части фотографии Обводный, в левой - река Екатерингофка

Надеюсь, что я смог заинтересовать вас Обводным каналом - лично для меня уже вошло в традицию раз в один-два года проходить Обводный от начала до конца за один подход, да и просто гулять по этому прекрасному каналу. Согласитесь, атмосфера у него уникальная. Настоящий непарадный Петербург!

В следующий раз мы всё же вернёмся в тот самый "парадный" Петербург и я расскажу вам о мостах канала Грибоедова - они наделены и богатой историей, и прекрасным внешним обликом.

Оставляйте ваши комментарии, с удовольствием почитаю их и постараюсь на них ответить. Спасибо за внимание!