Папа — нобелевский лауреат. Мама — дважды нобелевский лауреат. Дочь — нобелевский лауреат. Знакомьтесь: радиоактивная семья Кюри!
Первая женщина — нобелевский лауреат и первый дважды лауреат в истории премии. Первая женщина — преподаватель Сорбонны и первая женщина — член Парижской медицинской академии. Первооткрыватель радиоактивности и автор самого термина «радиоактивность». Все это — один человек, Мария Склодовская-Кюри.
Мария Саломея Склодовская родилась в 1867 году в Варшаве в семье учителей, исключительно образованных людей. Все дети в этой семье окончили гимназии с золотыми медалями, но лишь брат Марии смог поступить в Варшавский университет. Только потому, что в университет тогда не принимали женщин.
Мария с сестрой Брониславой договорились по очереди работать гувернантками, чтобы получить высшее образование в Париже. Так на воспитании Марии оказались пятеро детей польского помещика. Кроме этого она находила время для самообразования: вставала на рассвете и читала книги по математике и физике. Да еще помогала крестьянским детям: давала уроки чтения и письма на польском языке.
Через несколько лет Бронислава окончила медицинский институт, вышла замуж и пригласила сестру переехать в Париж для продолжения учебы. Мария поступила в Сорбонну, где изучала математику, физику и химию. Когда она закончила обучение (лучшей среди однокурсников), из нескольких тысяч студентов в университете было всего две выпускницы.
После получения диплома Мария собиралась вернуться в Польшу и заняться преподаванием. Но встретила физика Пьера Кюри — и через полтора года и два предложения руки и сердца превратилась в мадам Кюри. Молодожены отказались от венчания и колец, а в свадебное путешествие отправились на велосипедах. Нетривиальное решение даже для начала XXI века, что уж говорить о конце XIX…
В 1897 году родилась старшая дочь, Ирен. Ее воспитанием занялся дедушка, Эжен Кюри. Это позволило Марии продолжить научную работу — и через год супруги открыли полоний и радий, новые химические элементы.
В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с профессором Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике за исследования радиоактивности. Надо сказать, что первоначально лауреатами значились лишь Пьер Кюри и Анри Беккерель. Но Пьер настоял, чтобы рядом с его именем стояло имя жены: «Мне бы хотелось, чтобы мои труды в области исследования радиоактивных тел рассматривали вместе с деятельностью госпожи Кюри. Действительно, именно ее работа определила открытие новых веществ, и её вклад в это открытие огромен (также она определила атомную массу радия)».
Так Мария Кюри стала первой женщиной-лауреатом Нобелевской премии. И оставалась единственной до 1935 года, когда премию по химии получила… ее дочь Ирен!
В 1911 году, уже после смерти мужа, Мария Кюри получила Нобелевскую премию по химии за открытие полония и радия. Премию не присуждают посмертно, но в своей речи Мария поставила имя мужа рядом со своим: «Я хотела бы напомнить, что открытие радия было сделано Пьером Кюри совместно со мной. Мы также обязаны Пьеру Кюри за его фундаментальные эксперименты в области радиоактивности...»
Благодаря исследованиям семьи Кюри были открыты как опасные свойства радиоактивного излучения, так и способы использования его в медицине. Во время Первой Мировой войны Мария Кюри вложила почти все личные средства от обеих Нобелевских премий в оборудование передвижных рентгеновских пунктов. Эти мобильные установки (на фронте их прозвали «маленькими Кюри») объезжали военные госпитали, помогая хирургам проводить операции. Например, обнаруживать шрапнельные пули в теле раненого. За годы войны Мария, ее дочь Ирен и обученные ими медики сделали больше миллиона рентгеновских снимков раненых солдат.
Радиевые институты, которые возглавляли Мария Кюри и ее сестра Бронислава, исследовали применение радиации для лечения заболеваний, в том числе онкологических. Но здоровье самой Марии было подорвано многолетними опытами с радиоактивными веществами. Она умерла в 66 лет. Ее дочь Ирен — в 58 лет. В конце 1960-х годов, когда архив супругов Кюри передавали в Национальную библиотеку Франции, оказалось, что даже их книги, дневники и письма радиоактивны и опасны для здоровья.
В семье Марии Кюри без Нобелевской премии осталась лишь младшая дочь, Ева. Хотя она тоже оказалась причастна: возглавляла греческое отделение Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), когда ему присудили Нобелевскую премию мира. Она не пошла в науку, стала музыкантом и журналистом, написала биографию матери и прожила долгую жизнь — 102 года.
Одним из коллег и друзей Марии Кюри был ученый Альберт Эйнштейн. О жизни этой замечательной женщины он написал так: «…Наиболее выдающийся подвиг всей ее жизни — доказательство существования радиоактивных элементов и их получение — обязан своим осуществлением не только смелой интуиции, но и преданности делу, упорству в выполнении работы при самых невероятных трудностях, что не часто встречается в истории экспериментальной науки».
Да, в истории экспериментальной науки это редкость. А в историях жизни замечательных женщин — скорее правило. Присоединяйтесь!
Понравилась статья?
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и заказывайте следующую историю ЖЗЖ. С какими замечательными женщинами вы хотели бы познакомиться в следующий раз?
Есть свободная минутка?
Почитайте историю русской Золушки.