(В качестве ответа на комментарий к моей статье "Дивизии убыли - дивизии остались" sheburda 18951d).
Долгое время советские люди знали Павла Дыбенко (1889 - 1938) как одного из "рыцарей революции". Правда, знали его ровно на столько, на сколько позволяла официальная пропаганда, приукрашивающая революционную историю.
В 1937 году П.Е. Дыбенко вместе с Я.И. Алкснисом и В.К. Блюхером в составе специального Судебного присутствия Верховного суда СССР приговорили к расстрелу М.Н. Тухачевского, М.Э. Якира, А.И. Уборевича, А.М. Корка, Р.П. Эйдельмана, Б.М. Фельмана, В.М. Примакова и В.К. Путну за шпионаж и попытку восстановить в СССР власть капиталистов и помещиков.
Дыбенко не дотянул до "стратега", как Тухачевский, но тем не менее, по сообщению "Большой советской энциклопедии (БСЭ)", был " советским военным деятелем".
Он имел на один орден Красного Знамени меньше, чем Блюхер, но "подвигов" на ниве расправ с собственным народом за ним числится значительно больше.
Боле того, с именем П.Е. Дыбенко напрямую связан общенародный праздник - День Красной Армии, а затем Советской Армии (правда, об этом многие официальные источники умалчивают).
П.Е. Дыбенко сразу после октябрьских события входит в состав первого ленинского правительства. Так что, личность он интересная и, думаю, заслуживает пристального взгляда.
Попробуем пройтись по основным вехам его жизненного пути.
***
БСЭ говорит о том, что П.Е. Дыбенко на флоте с 1911 года. В 1912 году он примыкает к большевикам.
"Красная Звезда" от 26 февраля 1989 года сообщает, что службу матрос Дыбенко начал на штрафном корабле "Двина". В 1911 году он более полугода уклонялся от призыва в армию. За неявку на призывной пункт он был арестован и насильственно направлен на Балтийский военный флот. В 1915 году, проходя службу матросом на линкоре "Император Павел I", был одним из руководителей антивоенного восстания на этом корабле (БСЭ, т. 8. - М.1972, стр. 1659). "Красная Звезда" от 4 октября рассказывает об этом выступлении так:
"Лейтенанта Савинского ударом кувалды по затылку убил подкравшийся кочегар Руденок. Той же кувалдой кочегар Руденок убил мичмана Шуманского. Он же убил мичмана Булича. Старший офицер, старавшийся на верхней палубе образумить команду, был ею схвачен, избит чем попало, затем дотащен до борта и выброшен на лёд".
На эти события не мог не отозваться пролетарский поэт Владимир Маяковский:
Пьяной толпой орала
Ус залихватски закручен в форсе
Прикладами гонишь седых адмиралов
Вниз головой с моста в Гесингфорсе.
"Ода революции"
Офицеров убивали просто за то, что они офицеры. Дыбенко (вместе с Раскольниковым) катался в Хельсинки на рысаках по плацу, заваленному трупами. Только лишь в октябре - декабре 1917 года матросы убили и замучили в Петрограде и на базах Балтийского флота около трёхсот морских офицеров и ещё столько же армеских офицеров и "буржуев".
Флот базировался в Финляндии, народ запомнил "подвиги" Дыбенко. Возможно, и эта причина в числе других способствовала тому, что маленькая страна выстояла в войне с СССР. Финский народ понимал, что его ждёт в случае покорения его большевистским Советским Союзом. Дыбенко в Финляндии помнят до сих пор.
***
Будучи председателем Центробалта, П.Е. Дыбенко активно участвовал в подготовке вооружённого восстания в Петрограде. Отметим, что в советской историографии роль Балтийского флота преувеличивалась. Делалось это для придания октябрским событиям общенародного характера. На самом деле большая часть кораблей флотилии, сформированной по указанию Дыбенко, прибыла в Петроград лишь двадцать шестого октября. Моряки, ехавшие из Гельсингфорса в Петроград по железной дороге, также опоздали к взятию Зимнего.
Очевидец октябрьских событий Н. Суханов пишет:
"1800 человек матросов, как мы знаем, приехали из Гельсингфорса; они попали в Петербург, когда тут было уже всё кончено" (Н. Суханов, "Записки о революции"). Цитируется по книге А. Арутюнова "Ленин. Великий экспериментатор", стр.222.
Прибытие матросов маскировало тех, кто на самом деле участвовал во взятии Зимнего, и создавало видимость массовости участников событий.
Документальные материалы свидетельствуют, что в октябрьском перевороте участвовали часть моряков крейсера "Аврора"; немногочисленные группы матросов, прибывших из Кронштадта двадцать пятого октября; часть флотского полуэкипажа; небольшие отряды красногвардейцев и солдат Петроградского гарнизона; прибывший из Гесингфорса сводный отряд финских сепаратистов, формирования солдат и офицеров Германии, переодетых в русскую форму (см. А.Арутюнов. Ук. соч. стр." 223).
***
При формировании первого ленинского правительства П.Е. Дыбенко входит в его состав. С 26 октября 1917 года по март 1918 года в составе Совета Народных Комиссаров он член коллегии Наркомата по военным и морским делам, затем - нарком по морским делам.
П.Е. Дыбенко сыграл большую роль в разгоне Учредительного собрания, на выборах в которое большевики не набрали нужного им большинства. Если бы Учредительное собрание состоялось, то правительство стало бы коалиционным и большевики упустили бы власть. Но они не хотели этого допустить и приняли простое решение: Учредительное собрание разогнать, а демонстрации рабочих в его поддержку - расстрелять. Задача эта была поставлена Дыбенко и Раскольникову. "Совнарком обязал комиссара по морским делам П.Е. Дыбенко сосредоточить в Петрограде к двадцать седьмому ноября до 10 - 12 тысяч матросов" ("Крушение мировой революции", стр. 192). Дыбенко и Раскольников всё выполнили, как им было приказано, расстреляли рабочие демонстрации и разогнали Учредительное собрание.
***
Последствия этих действий таковы: Россия продолжала находиться в состоянии войны с Германией, но защищаь новую власть, стреляющую в народ, было некому. Немцы двинулись на Петроград. Ленин и большевики поставили перед Дыбенко задачу остановить их под Псковом и Нарвой.
И здесь самое интересное. Нам всю жизнь внушали, что день Красной (а затем Советской) армии учреждён в ознаменование первых побед под Псковом и Нарвой. О том, что организатором этих побед был Дыбенко, умалчивали . Почему? Да потому что не было никаких побед, а было позорное поражение. Отряды под руководством "видного военного деятеля" драпали от немцев как зайцы, да так, что разыскивать их пришлось по всей стране. Нашли их аж в Саратове вместе с самим Дыбенко.
Петроград не был взят немцами только потому, что сил у них для этого не оставалось. Наступали они небольшими отрядами в сто - двести человек, сформированными из добровольцев.
О "славных" победах под Псковом и Нарвой хорошо сказал Ленин в своей работе "Тяжёлый, но необходимый урок". Кстати, все кто служил в армии, должны знать эту работу: она входила в десяток обязательных для изучения ленинских работ.
Статья была напечатана в вечернем выпуске газеты "Правда" 25 февраля 1918 года. В ней Ленин писал: "Неделя 18-24 февраля 1918 года от взятия Двинска (отбитого потом назад), Пскова, неделя военного наступления империалистической Германии на советскую социалистическую республику явилась горьким, обидным, тяжёлым, но необходимым уроком" (ПСС. т.35, стр. 394). И там же:
"С другой стороны, мучительно-позорные сообщения от отказе полков сохранять позиции, об отказе защищать даже нарвскую линию, о неисполнении приказа уничтожать всё и вся при отступлении, не говоря уже о бегстве, хаосе, безрукости, беспомощности, разгильдяйстве"
***
Дыбенко был арестован в Самаре и предан суду революционного трибунала. Спасли его матросы, направившие Ленину и Троцкому ультиматум о его освобождении, в противном случае угрожали открыть артиллерийский огонь по Кремлю и совершить репрессии отдельных членов правительства. Вожди порекомендовали трибуналу оправдать Дыбенко, но привлекли его к партийной ответственности.
Двадцать шестого февраля 1989 года "Красная Звезда" опубликовала большую статью о Дыбенко, в которой говорилось:
"За отход от Нарвы и самовольный отъезд с фронта его исключили из партии. (Был восстановлен только в 1922 году после подавления Кронштадтского восстания). Совнарком вынес решение отстранить Дыбенко от занимаемого поста".
Чем же был занят исключённый за трусость из партии большевиков и отстранённый от должности "организатор первых побед Красной Армии"? БСЭ даёт нам загадочное объяснение; оказывается с лета Дыбенко находился на подпольной работе - и всё тут.
В этот период Деникин рвался к Москве. Логично было предположить, что Дыбенко находится в подполье в районе действий Добровольческой армии. Но здесь новая загадка БСЭ: "В августе 1918 года был арестован (кем и за что? - В.А.) и в октябре обменён на пленных немецких офицеров" Чертовщина да и только.
Невольно приходишь к мысли, что в подполье Дыбенко спрятался по собственной инициативе. Сидел он в своём подполье и смотрел чем всё кончится. Смотрел и не высовывался. Хотя нет один раз высунулся.
В газете "Анархия" от 30 июля 1918 года напечатано письмо Дыбенко, в котором тот протестует против смертной казни командующего Балтийским флотом (Наморси), бывшего адмирала А.М. Щастного. Адмирал сорвал предательский план большевиков о передаче флота Германии и спас его остатки в составе 250 боевых и вспомогательных кораблей, за что и поплатился жизнью. Вот против этого и протестует из подполья Дыбенко:
"Неужели нет ни одного честного большевика, который бы публично заявил протест против восстановления смертной казни? Жалкие трусы (Осмелел в подполье-то! - В.А.) Пусть правительственные коммунисты после нашего заявления-протеста ведут нас, тех, кто боролся и борется против смертной казни, на эшафот, пусть будут и нашими гильотинщиками и палачами" (цитируется по книге С.П. Мельгунова "Красный террор в России". М. 1990, стр. 39).
Видимо, смельчак Дыбенко запамятовал, что судьба Щастного решалась на секретном совещании, в котором участвовали Свердлов, Троцкий, Раскольников, Сакс и сам Дыбенко.
***
Яркая веха в жизни Дыбенко - командование Крымской армией. Правда, недолгое. Когда выбили красных из Крыма, то обнаружили неизгладимые следы страшных злодеяний: Дыбенко приказывал расстреливать служащих за уход с места работы, расстреливал также "распространителей слухов" и "паникёров". Это он умел, как и писать письма из подполья.
В 1919 году, будучи командиром 37-й дивизии, Дыбенко снова привлекается к ответственности следственной комиссией трибунала по делу о неправомерном расстреле семерых красноармейцев. И снова ему удаётся выпутаться. Возможно, оказало влияние ходатайство Александры Коллонтай.
***
В 1921 году полыхнул Кронштадт: матросы выступили под лозунгом "За Советы без большевиков!" , то есть за народную власть, но против большевиков. Причины - протест против продразвёрстки (моряки получали письма из дома о зверствах большевиков) и самое главное, голод. Он был нестерпимым, иначе дождались бы освобождения залива ото льда. Если бы кронштадтцы восстали на две-три недели позже, они были бы недосягаемы ни для "стратега" Тухачевского, ни для "победоносного" полководца Дыбенко, ни для прочих полководцев и видных революционеров. В момент восстания корабли были вмёрзшими в лёд и потому недвижимыми. Дыбенко, изгнанный из партии за трусость, бежавший с поля боя, вынырнувший неизвестно из какого подполья, встал во главе сводной дивизии. На её формирование было направлено большое количество проштрафившихся и допустивших различные правонарушения коммунистов.
О "подвиге" Дыбенко в борьбе с восставшими матросами рассказал в седьмом номере "Военно-исторический журнал" за 1991 год.
Из донесения начальника особого отделения Юдина: "561 полк, отойдя полторы версты на Кронштадт, дальше идти отказался. Причина неизвестна. Тов. Дыбенко приказал развернуть вторую цепь и стрелять по возвращающимся. Стреляем своих красноармейцев, чтобы заставить их стрелять по своим матросам. Расстрел на расстреле и расстрелом погоняет" (стр. 64). Дыбенко, как видим, не только протестует против смертной казни, но и отдаёт приказы расстреливать.
В карательной операции против голодных и практически безоружных матросов, имея более чем десятикратное превосходство, отличился вместе с другими полководцами и Дыбенко. За эти заслуги (а также с учётом заслуг в подавлении тамбовских мужиков) в 1922 году он был восстановлен в большевистской партии.
Отличился Дыбенко и в 1937 году, будучи командующим Приволжским военным округом, он сдал чекистам своего заместителя Кутякова, чем очень гордился. В июне, как уже отмечалось, судил Тухачевского и других.
***
Закончилась карьера полководца Дыбенко на посту заместителя наркома лесной промышленности. Он был арестован и расстрелян как американский шпион.
Вместе с этим Дыбенко обвинялся в пьянстве и морально-бытовом разложении. Постановление ЦК ВКП (б) от 25 января 1938 года гласило: "Дыбенко вместо добросовестного выполнения своих обязанностей по руководству округом систематически пьянствовал, разложился в морально-бытовом отношении...". Репрессированных полководцев обвиняли во всём: шпионаже, вредительстве, заговорах с целью возврата власти помещиков и капиталистов. Но лишь П.Е. Дыбенко обвинялся ещё и в морально-бытовом разложении.
И ещё одна маленькая деталь: брак П.Е. Дыбенко с Александрой Коллонтый был первым советским браком, а поскольку они были сторонниками свободной любви, то долго продержаться их семейная жизнь не могла - их развод стал первым советским разводом.