Жизнь и смерть так близко, и так далеко. У каждого отмерян свой срок, но есть места, где можно быстрее сократить полотно своего пути...
В истории атомного проекта СССР НОЧЬ С 7 НА 8 ИЮНЯ 1948 была, пожалуй самой драматичной.
Все происходило на пульте управления реактора "А". В центре на стуле, принесенном из соседней комнаты, сидел Игорь Васильевич Курчатов. Чуть в сторонке стояли руководители Первого Главного управления (ПГУ).
Шел физический пуск первого в стране промышленного реактора. Физический пуск - значит без воды - "сухой". Была вероятность, что реактор взорвется. И наверно эти люди приехали сюда специально: взорвется, никого не останется! Мелких аварий было много, но самые тяжелые аварии - "козлы", случались девять раз!
В закрытом городе Озерске все связано с именем Курчатова, памятник, реактор...
В Озерске есть драматический театр, название символичное "Наш дом". Со строительством этого театра строился и реактор. В театре ставились пьесы такие как - :"Невесты Чернобыля", рассказывающая о судьбе женщин, переживших ту трагедию.
В 1949 году, когда в Озерске создавалось радиохимическое производство, сюда приезжали девчонки-химики. Работали на опасном производстве. Мужчин тогда не было. После войны высшее образование получали женщины. И именно их плечи выстояли создание первого радиохимического завода в нашей стране.
Работа на ректоре предполагала латентное облучение. Да, были расчеты - один рентген в сутки, за смену 1 рентген! Но даже операторы, которые не принимали участия в ликвидации аварий, в более "спокойной обстановке" получали 0,6-0,8 рентгена за рабочую смену.
Но в смене 15 человек, работали круглосуточно и без выходных, не смотря на защиту - резиновые сапоги, перчатки. А позже появились фильтры Петрякова, они защищали дыхательные пути.
В общем работая на ректорах всегда есть шанс подхватить облучение больше нормы ежедневно!
И вот в одном из интервью кандидату технических наук очевидцу Евгению Ильичу Микерину задается вопрос в лоб:
-"Простите за жесткий вопрос: почему вы до сих пор живы? Сколько вам лет и сколько вы набрали тогда этих самых рентген?"
-"Мне 84 года, Официально у меня 283 рентгена. Еще столько же сверх плана получено."
Но смертельная доза 400 рентген, при условии, если ее получают сразу!
А почему люди продолжают получать облучение сверх нормы? Многие работающие на реакторах рано умирают, а некоторые уходят. Людей не хватает, и тогда те, кто работают там вынуждены заменять, тех кого можно. Нехватка кадров!
Вопрос с нехваткой кадров на такого плана производствах обычно решался просто - идут те, кто работает рядом, как бы в двойне опасно это не было. И история нашей страны тому пример.
Встреча с Берией. Во время визита Берии в 1952 году в цех Комбината "Маяк", Евгению Ильичу советовали подготовиться и оставаться на позиции. Ждать шишку.
И когда Берия обратился к нему с просьбой пояснить, о чем ему толковали в соседнем цехе, что какой-то материал, попадает туда-то и так далее. Что за материалы, куда они попадают и зачем?
Микерин, ответил все тоже самое, только добавил слова: "уран", "плутоний" и так далее. То есть, нарушил секретность выдал названия материалов.
Единственное, после этой истории его вызвали в службу безопасности и просили больше не называть своими именами продукты, сохраняя секретность. Отметили, что Лаврентий Павлович, остался доволен докладом в целом!
Опасная работа, предполагает естественный риск. А сложные условия с кадрами, проблемы с начальством - ухудшают еще больше эту ситуацию в которой приходится работать живым людям, а не роботам!
Благодарю за интерес!
Источник Наука и жизнь №9, 2012 ст. 52
Снятая дамой юбка, накинутая на голову мужчине помогла избежать трагедии...
Есть вещи, которым нельзя обучиться, структурировать
Купино и мифическая рыбка - чинюшка
Крокодил доктора Антипко для спины и позвоночника
Работа только с серебром, золото развращает людей
Прожила с ним 20 лет и ни разу не видела его рта
Бесплатное лечение детей - лучше призывов о рождаемости?