Найти тему
Good Old Nerpach

Почему современные фильмы и мультфильмы из США ущербны

Как давний и преданный ценитель культуры Старого Света (и европейской, и восточной), с некоторой печалью наблюдаю мировую моду на культурный продукт с той стороны Большой лужи. Сразу признаю, что там есть и много хорошего (Эдгар По, Лавкрафт, хорошие образцы кинематографа вроде классического нуара), но общие тенденции весьма грустные - тенденция к безликости, излишнему упрощению сюжетов и тем, искусственные вымученные эмоции.

За примерами далеко ходить не надо - сравним диснеевскую анимацию с европейскими и японскими образцами. Дисней - это клишированные сюжеты и персонажи (причем часто для детей снимаются недетские истории, типа тех же сюжетов про принцесс, которые и вовсе сами по себе предназначены для молодых девушек на выданье), обязательные раздражающие комические персонажи, назойливое смягчение проблем героев, общая слащавость.

Особенно хорошо это видно по адаптациям литературных произведений - "Бэмби", "Собор Парижской Богоматери", "Маугли", "Русалочка". Сравните "Маугли" советского и диснеевского, диснеевскую "Мулан" и великолепную китайскую военную драму 2009 года, диснеевскую "Русалочку" и японскую "Принцессу подводного царства" 1970 года. Но, например, чудесный, по-хорошему романтичный мультфильм "Эрнест и Селестина", увы, проиграл соревнование за "Оскар" сравнительно неплохому на общем фоне (нужная детям тема дружбы с братьями и сестрами в семье плюс отсылки к старосветскому фольклору), но все равно довольно примитивному "Холодному сердцу".

В кино похожая история. У действительно хорошего кино вроде нуара - сильные корни в европейских жанрах (а хиты вроде "Алжира" - часто и вовсе ремейки старосветских фильмов). Недавно сравнивала старые комедии американские и французские - как пример яркого контраста фильмов на одну и ту же тему вспомнила "Полицейского из Беверли-Хиллз" и "Жандарма из Сен-Тропе". В первом линейный сюжет, схематичные персонажи и очень затянутое развитие. Во втором - сразу и тема контраста регионов Франции, и семейные отношения отцов и детей, и социальные стереотипы, и умело переплетённые сюжетные линии.

В целом за старосветской культурой чувствуется долгая и гармоничная традиция, восходящая в европейском случае и к эллинизму/Древнему Востоку, и к национальным мифам и эпосу (в восточных культурах - то же самое, например, индийская мифология и философия, китайская и японская литературная традиция). В Новом Свете - подхваченные тут и там обрывки, наскоро переделанные в лубок, который легко переварят вчерашние полудикари.

Миядзаки - замечательный пример нешаблонных, укорененных в традиции своей культуры, актуальных и для детей, и для взрослых сюжетов с живыми героями:
Миядзаки - замечательный пример нешаблонных, укорененных в традиции своей культуры, актуальных и для детей, и для взрослых сюжетов с живыми героями:

И на этом фоне особенно смешны что охи-вздохи про героических ВАСПов, что восторги по поводу американского протестантизма ещё времён "святых 90-х" (с). По первому - ну, для славян в целом нелепо сочувствовать диковатой и самодовольной публике, которая не так и давно толкала телеги про "inferior Slavic race" и "врождённую склонность славян к безумию". Да что там, выгнанные из Британии за дикость жители окраин пытались свысока смотреть даже на романскую культуру, без которой в свое время их историческая родина надолго осталась бы печальной глушью вроде старой Скандинавии.

По поводу второго - ещё детские нелестные воспоминания о слизанных у баптистов и пресвитериан брошюрках про "дьявольскую рок-музыку", "что необходимо знать каждой девочке/мальчику", "ужасы ИНН" и тому подобное, отчего с тоской вспоминаешь Марию Тюдор, Гая Фокса и якобитов. Оттуда же к нам и псевдонаучная вредная хрень. В религиозной традиции, где есть Каппадокийцы, блаженный Августин, Палама, философия 18-19 веков, этому точно не место.

Источник: https://tgmsg.ru/grimbright