Не секрет, что главным противником России в мире являются англосаксы в лице США и Англии. Эти две страны отделены от России морями и имеют внушительный флот. Что в условиях обострившегося противостояния чревато тем, что против России может быть применена морская блокада.
Раз так, то Россия должна быть готова к такому повороту событий.
Что же надо сделать? Для понимания этого обратимся сначала к истории.
Крымская война
Первым примером вторжения с моря стала Крымская война 1853-1856 года. Что же там происходило?
Попытка прорыва англичан к Санкт-Петербургу была сорвана, благодаря наличию под Питером хороших фортовых укреплений.
А вот на Чёрном море ничто не мешало Англичанам войти в Чёрное море и высадить десант там, где им захочется.
Будь у России контроль над Черноморскими проливами, события развивались бы совсем иначе. Ну и, конечно, была проблема с переброской в Крым подкреплений из-за отсутствия дорог.
Ещё один эпический эпизод произошёл под Петропавловском-Камчатском в 1854. Буквально за пару месяцев до появления Англо-французской эскадры русское командование сумело осуществить сплав по Амуру и доставить в город необходимое подкрепление, что благотворно сказалось на успехе обороны.
Несмотря на удачу обороны, трудности со снабжением были очевидны, и город пришлось оставить.
Первая мировая
Нечто похожее Крымской войне случилось в Первую мировую. На этот раз противником были Германцы. Прорваться к Питеру немцы, как и англичане не смогли. А вот в Чёрное море успешно проникли два Германских крейсера, доставив немало хлопот Российскому Черноморскому флоту.
И Балтика, и Чёрное море оказались перерезанными Германцами, поэтому русскому командованию пришлось в срочном порядке озаботиться строительством железной дороги на Кольский полуостров и основывать порт на Баренцовом море (Мурманск).
Будь эта коммуникация построена раньше, России, возможно, не пришлось бы испытать снарядный голод 1915 года, а история Первой мировой войны, России, да и всего мира в 20 веке сложилась бы иначе.
Выводы
Итого мы наблюдаем две критически важные составляющие: контроль над морскими путями и подступами к портам, а также наличие внутренних коммуникаций к этим портам.
Даже тогда, когда коммуникации есть, их пропускная способность должна быть достаточной для снабжения войск. Что наглядно продемонстрировал и опыт Русско-японской войны 1904-1904 года. (недостаточная пропускная способность Транссиба)
К чему такой экскурс? А к тому, что ситуация со времён описываемых событий нисколько не изменилась.
Выход из Чёрного и Балтийского моря всё так же могут быть перекрыты.
А что же Север и Тихий океан? А тоже не очень здорово. Потому что с увеличением дальности стрельбы ракет существующие мощности довольно уязвимы.
Север
Взять Север. Порты, военные базы и линии коммуникаций Кольского полуострова находятся довольно близко к границе. И легко могут быть парализованы.
Поэтому на Севере со стратегической точки зрения не лишим будет порт Индига и подходы к нему. Индига может быть значительно лучше защищена за счёт установки средств обнаружения и поражения на подходах к ней.
Тихий океан
А что же Тихий океан? Главная база подводных сил стратегического назначения на Камчатке не имеет сухопутной связи с остальной страной. Сахалин также изолирован. А Владивосток находится в опасной близости к границе. А кроме того выходы из него всё также могут быть заблокированы в проливах.
Впрочем, в Советское время был построен БАМ с выходом в Советскую гавань. Это, действительно запасной вариант. Но с точки зрения логистики не является идеальным.
На Тихом океане требуется улучшить транспортную доступность Сахалина, построив на него мост и организовав военную базу, например, в Поронайске.
Безусловно, это улучшит оперативную обстановку в Охотском море. И организует прямой выход в Тихий океан через Курильские острова. Ну и улучшит логистику Камчатки.
Безусловно, со стратегической точки зрения необходима сухопутная связь и с Камчаткой через Чукотку. Более того, Берингов пролив также должен хорошо контролироваться.
Иранский коридор
Если вспомнить Вторую мировую войну, то поставки от союзников шли не только через Север и Тихий океан, но и через Иран. Иранский коридор экономически очень интересен, но стратегически он так же легко может быть перерезан при смене правительства в Иране, а в случае постройки судоходного канала корабли неприятеля могут оказаться на Каспии.
Сейчас это направление получило название Север-Юг. И потихоньку он развивается, например, буквально на днях был введён в эксплуатация мост Россия-Азербайджан.
Резюме
С точки зрения стратегической безопасности и диверсификации рисков, России необходимо строительство новых портов на Севере и Тихом океане, а также подходов к ним. Где под словом «стратегической» мы понимаем и военную, и торговую составляющие.