Тут событие кое-какое произошло, с трубопроводом "Северный поток-2". Написано на эту тему немало. Что же, добавлю и я к немалому количеству.
Но написать я хочу не о самом трубопроводе, и не о политической составляющей. Просто, обычно я читаю комментарии к статьям. Все комментарии я тоже не собираюсь рассматривать, но некоторые мне показались интересными. Вот по этим комментариям я и пройдусь.
Как-то выделить эти комментарии, сбить в группы не получается. Смысл же таков - Швейцария уже морское государство? Откуда у них суда?
Что же, немного растолкую о Швейцарии, вернее, о Швейцарии, как морском государстве, откуда у неё флот, и ещё немного на эту тему.
Женева - порт пяти океанов.
Видел я как-то такой афоризм, только вместо Женевы, было - Москва. Пятый океан, это воздушный океан. Но я про Швейцарию.
Так вот, то, что компания Allseas Group SA, её штаб-квартира, базируется в Швейцарии, означает лишь одно - руководство компании посчитало, что именно в Швейцарии компания будет чувствовать себя комфортно. И нахождение компании на территории Швейцарии, не возводит Швейцарию в ранг морских держав. Это просто территория бизнеса. Хотя, если учесть количество судоходных компаний, которые имеют регистрацию в Швейцарии, то, наверное, можно такой титул "Морская держава" и выдать Швейцарии.
Изменятся условия, руководство посчитает выгодным сменить расположение штаб-квартиры, ещё там чего... то компания тут же переедет на новый адрес, оставив в Швейцарии скромное представительство.
Но тем не менее, всё выше сказанное, никак не отменяет того факта, что суда под флагом Швейцарии в море ходить могут, потому, что есть -
Конвенция об открытом море.
Конвенция ООН об открытом море , была принята в 1958 году (вступила в силу в 1962 г), и конвенция ООН по морскому праву 1982 года чётко даёт понять, что любое, даже самое внутриконтинентальное государство, может и должно иметь выход к морю. Понятно, что каналы никто копать не собирается, в попытке подтянуть море к себе поближе. Но такие государства, у которых нет выходов к морю, заключают договора с соседями, у которых выход есть. И в соседних государствах, в портах, могут базировать свой флот. Так вот и ходят по морям суда, у которых на корме гордо пропечатан порт приписки, от которого до ближайшего моря - два лаптя по карте. Работал я как-то на одном пароходике, под флагом Монголии, бегали из Владивостока на Японию-Корею. Ушатанный был пароходик вусмерть. Впрочем, речь не об этом.
Не является исключением и Швейцария. Торговые суда Швейцарии, которые ходят под швейцарским флагом, имеют порт приписки Базель.
И ещё, вот глава 3 Конвенции об открытом море.
Статья 3
1. Государства, не имеющие морского берега, для того чтобы пользоваться свободой морей на равных правах с прибрежными государствами, должны иметь свободный доступ к морю. Для этой цели государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, по общему соглашению с этим последним и в соответствии с существующими международными конвенциями предоставляют:
а) государству, не имеющему морского берега, на основе взаимности, свободный путь через свою территорию и
б) судам, плавающим под флагом этого государства, на условиях равенства со своими судами или судами других государств, доступ к морским портам и использованию этих портов.
2. Государства, расположенные между морем и государством, не имеющим морского берега, решают по общему соглашению с этим последним и с учетом прав прибрежного государства или государства, через территорию которого совершается транзит, а также особых условий, в которых находится государство, не имеющее морского берега, все вопросы, относящиеся к свободе транзита и равенства в пользовании портами, если такие государства не являются уже сторонами действующих международных конвенций.
Чей флаг?
И последнее. Про то, какой флаг может быть поднят на судах, принадлежащих государствам не имеющим выхода к морю.
Это может быть флагом государства. А может быть и флагом другого государства, предлагающего более удобные условия для судовладельца.
Есть такие государства, которые предоставляют свой флаг судовладельцам. Страны открытой регистрации, и флаги этих стран часто называют ещё "удобными" флагами. Панама, Либерия, Кипр... Причины, по которым судовладельцы уводят флот под "удобные" флаги, в основном лежат в экономической плоскости. Налоги, наём и содержание экипажей, некоторые другие поблажки, и всё это менее затратно, чем регистрировать судно в национальном реестре. Есть свои плюсы, и есть свои минусы, если на судне поднят "удобный" флаг. Это очень, очень большая и обширная тема, в одну короткую статью и не уместишь всё.
Сейчас многие государства пытаются вернуть суда под свои флаги, но получается, скажем прямо, не очень. Не помогают и обещанные преференции и другие послабления. Но в последнее время ситуация меняется и в странах открытой регистрации, зажимать "удобные" флаги начинают со всех сторон.
Вот так и получается, что Швейцария, это морское государство. Что же касается регистрации судов компании Allseas Group SA, то в основном они несут флаг Мальты, порт приписки - Валетта.
Так, что ничего курьёзного с флотом Швейцарии нет. Всё по правилам и в рамках закона.