Открываем цикл статей, посвященных популярной нарратологии (есть такая гуманитарная наука). Возможно, что-то из прочитанного поможет вам разобраться как писатели и сценаристы создают интересные сюжеты.
Помните ли вы загадочный чемоданчик из «Криминального чтива»? Тот самый, который Джулс и Винсент Вега забрали у незадачливых поедателей бургеров из «Биг Кахуна»?
Если ваш ответ утвердителен, поздравляем. Вы уже имеете примерное представление о предмете этой статьи. Макгаффин — это нечто такое, что очень сильно хотят заполучить ключевые персонажи и в результате чего вся история приводится в движение.
Термин в широкий оборот ввел культовый американский режиссер Альфред Хичкок.
Вот еще примеры макгаффинов. В «Сталкере» Тарковского (и литературном первоисточнике Стругацких) герои движутся по Зоне в поисках комнаты, исполняющей желания.
В знаменитом цикле Джорджа Мартина трон, выкованный из мечей побежденных воинов, является целью, ради которой схлестнулось друг с другом множество людей на выдуманном континенте Вестерос.
В первой книге саги Роулинг о Гарри Поттере, интрига построена вокруг могущественного артефакта, дарующего бесконечную жизнь.
В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» эту же функцию выполняет... золотой ключик, которым открывается «дверь в счастье». Что находится за дверью не прояснено. Классический макгаффин!
В первой книге цикла «Темные начала» интрига построена вокруг алетиометра, который выглядит как золотой компас и способен сообщать подготовленному человеку тщательно скрываемую от него правду.
Кстати, обратите внимание, что в приключенческой литературе макгафины нередко выносятся прямо в названия книг.
Какими они бывают?
Очень распространены «контейнеры». В них ценность представляют не сами предметы, а то, что внутри них хранится. Вспомните про упомянутый в начале статьи чемодан из «Криминального чтива».
Кстати, вот что находилось внутри кейса Марселласа Уоллеса на самом деле.
Также макгаффины бывают ходячими. Это когда все в книге охотятся не за предметом, а за человеком или животным. В тех же «Темных началах» помимо алетиометра все ищут похищенных детей, а в «Коде Да Винчи» — прямого потомка Иисуса Христа.
В «Трудно быть богом» Стругацких эту же функцию выполнял разыскиваемый главным героем врач Будах.
А во вселенной «Ведьмака» (в первых книгах) все охотятся за таинственной девочкой, Львенком из Цинтры.
Набросаете нам еще примеров макгаффинов из книг и фильмов в комментарии под статьей?