Найти в Дзене
Driver Pete

Yes. Оценка дискографии (часть первая, 1969-77)

Yes (1969)

Оценка - 7/10

-2

Первый альбом Yes не стал особой сенсацией, но заслуженно получил позитивные оценки от критиков.

Свой стилистический и акустический образ будущие корифеи арт-рока еще только нащупывали. Не всегда убедительными были попытки соединить приджазованные соло с фолковым вокалом, психоделическую эфемерность настроения с мощной ритм-секцией. Местами не хватало опыта во взаимодействиях инструменталистов, композиционной устойчивости, мелодической внятности.

Стилистическая эклектика и аранжировочная бижутерия еще явно нуждались в редакторской правке и продюсерском кнуте.

Однако потенциал Yes многообещающий, техническая компетентность присутствует. Отдельно надо отметить сильную ритм-секцию и запоминающийся вокал.

Самой впечатляющей композицией альбома я назвал бы великолепный кавер знаменитой песни I See You из репертуара the Byrds.

Интересно сделана и проговая версия на простенькую раннюю песню The Beatles - Every Little Thing.

Из оригинальных вещей я, в первую очередь, отметил бы открывашку Beyond & Before с великолепной басовой партией Криса Сквайера и вокальной гармонией "а труа" (Андерсон, Бэнкс, Сквайер) + красивейшую балладу Yesterday and Today, явившую миру один из лучших вокал-перфомингов Джона Андерсона, изящно дополненный тембрально интересной партией вибрафона Билла Бруфорда.

Time and a Word (1970)

Оценка - 6/10

-3

Один из самых нелюбимых мной альбомов Yes. Я искренне убежден, что альянс с оркестром был ошибочным вариантом развития для группы. К счастью, они и сами это поняли.

Мне не очень нравится сам материал альбома, не нравятся аранжировки, не нравится качество записи.

Не понравился альбом и публике, не жалуют его нынче и критики, остались им недовольны и сами музыканты.

Гитарист Питер Бэнкс после этой записи покидает группу. Увольняют из Yes и менеджера Роя Флинна.

Кстати, заменивший Бэнкса, гитарист Стив Хау этот альбом считает одним из своих любимых. Именно этот факт и толкнул его в объятия Yes )

The Yes Album (1971)

Оценка - 7,5/10

-4

Третий альбом стал подлинной манифестацией реальных возможностей группы.

Приход в Yes нового гитариста Стива Хау взбодрил и мобилизовал парней на великие дела.

Молодой и продвинутый новый продюсер группы - Эдди Оффорд учел ошибки предыдущего релиза, на котором он работал ассистентом. Начиная с этого релиза его роль в архитектонике фирменного саунда Yes стала одной из ключевых.

Именно этот альбом зафиксировал главные стилистические особенности Yes, по которым их будут узнавать, за которые будут любить, за них же станут и критиковать впоследствии.

Яркие, широкомасштабные музыкальные полотна, виртуозное техническое мастерство музыкантов, возвышенная атмосфера, инновационное мышление обновленного Yes принесли группе первый настоящий успех и заслуженное признание.

Fragile (1971)

Оценка - 9/10

-5

Этот альбом, наряду с дебютным альбомом King Crimson, я считаю вершиной всего арт-рока. Ничего лучше в этом музыкальном направлении сделано уже не будет.

На этом я пока и умолкну, ибо уже лет 15 как собираюсь написать подробный рассказ про Fragile.

Может, и соберусь когда-нибудь, наконец)

Close to the Edge (1972)

Оценка - 8,5/10

-6

Второй и последний, на этом этапе существования группы, альбом, записанный составом, который считается "классическим" (Андерсон - вокал, Хау -гитары, Сквайер - бас, Вэйкмэн - клавиши, Бруфорд - барабаны).

"У самого края" - концептуальная арт-роковая сюита, сшитая продюсером Эдди Оффордом, как лоскутное одеяло, из музыкальных виньеток.

Многие поклонники Yes считают именно CTTE лучшим альбомом группы. Понять их несложно.

Многослойность звукового полотна, усложненная образная система и философское содержание лирики оставляют слушателю уникальное послевкусие.

Эзотерическая атмосфера и волшебное настроение альбома идеально отображают возможности арт-рока как стиля.

CTTE - пример идеального ансамблевого звучания и безупречного исполнительского мастерства. Россыпь бриллиантовых гармоний.

Yes с максимальной убедительностью доказали свою способность решать самые сложные музыкальные задачи.

Джон Андерсон однозначно считает этот альбом лучшим у Yes.

Я слушаю Close ... почти 40 лет, но каждый раз остается ощущение не раскрытой до конца тайны, многозначительной недосказанности. Для меня такое ощущение - почти всегда вернейший признак подлинного искусства.

Группа явно достигла апогея в своем развитии. Альбом настолько безупречен, что это безупречное совершенство парадоксальным образом не дает мне возможности поставить CTTE на первое место в дискографии Yes.

Такое совершенство неожиданно толкнуло меня к печальной мысли, что лучше уже быть не может, впереди - тупик.

Видимо, что-то подобное понял и Билл Бруфорд, который сразу после выхода "На краю" уходит в King Crimson, несмотря на все уговоры остаться.

Ему на смену Эдди Оффорд срочно привлекает своего доброго знакомого - приятного парня и хорошего барабанщика Алана Вайта, известного по работе с Джоном Ленноном, Джорджем Харрисоном, Терри Ридом, Аланом Прайсом.

Никто тогда не мог и подумать, что Вайт станет бессменным барабанщиком Yes на ближайшие три десятилетия, а в итоге его беспрерывный стаж работы в группе превысит стаж любого другого из участников Yes.

Вайт не идет ни в какое сравнение с великим ББ по части креативности и харизмы. Вайт не соперник Бруфорду и в плане техники игры (таких "соперников" у ББ, впрочем, можно на пальцах пересчитать). Но Алан - надежнейший человек и компетентный музыкант, в этом сомневаться не приходится.

Долгие годы барабанщик Вайт будет выполнять роль "Ринго Старра" в составе Yes, уравновешивая творческие амбиции остальных, являя собой пример трудолюбия и терпения, как в жизни, так и на сцене, и в студии.

Tales from Topographic Oceans (1973)

Оценка - 5,5/10

-7

"Тупик" не заставил себя долго ждать. "Океаны" для меня являются идеальной иллюстрацией именно творческого тупика, в который уперлись Yes - эталонное техническое мастерство музыкантов в сочетании с отсутствием свежих идей.

Джон Андерсон, как главный генератор идей в группе, столкнулся с вечной проблемой - предыдущая альбомная трилогия была настолько хороша, что переплюнуть ее было невозможно.

Ставить на конвейер гениальные находки из прежних альбомов и обращать их в клише - безрадостная перспектива, хотя и соблазнительная в своей надежной простоте.

Но для новых идей уже не хватало творческого ресурса - все вложено в предыдущие три релиза, вышедшие в течении пары лет. В загашнике воображения пусто.

И потянулась скорбная череда метаний и мучений, надуманных экспериментов и заумных формул. Андерсон то впадает в приступы чудовищной мегаломании, то опускается в бездну безысходности.

Как итог - амбициозно занудный монстр "Топографических Океанов", включивший в себя все то, что меня со временем оттолкнуло от арт-рока на долгие годы: нарциссизм, заумь, претенциозность и вторичность.

Впервые я услышал этот альбом в середине 80х. Начинал я его слушать с затаенной надеждой на "очередной шедевр Yes" и какое-то время наивно уговаривал себя, что это именно он и есть, но я, как бы, не сумел еще проникнуться и распознать всю его прелесть.

Время шло, а гнетущее впечатление от каждого нового прослушивания только усугублялось. Никакого отклика в моей душе этот альбом так и не нашел.

Предъявленное на "Сказках" пышное великолепие напоминало мне затянувшийся саундчек великой группы. Казалось, что вот сейчас они выставят правильный звук, закончат настройку инструментов, наладят взаимодействие и начнется волшебство.

Музыка лилась сплошным потоком, исполнение, как всегда, оставалось на самом высоком уровне технического мастерства ... а волшебство так и не началось.

Почти полтора часа несбывшихся надежд и отчаянных ожиданий. Наконец, я начал осознавать, что подсознательно напрягавшее меня своей помпезной пошлостью название альбома соответствует его содержанию.

Для меня "Сказки Топографических Океанов" так и остались неким архитектурным артефактом. Огромное и красивое здание причудливой формы. Конструкция из стекла и бетона, к которой не подвели жизненно важные коммуникации. В этом здании нет воды, света и связи. В нем никто не живет. Печальное и гнетущее зрелище.

Я стараюсь теперь ходить в обход этого монстра.

Кстати, есть у меня одно, проверенное временем, наблюдение: "Топографические Океаны" являют собой некий водораздел между "трушными прогхэдами" и большинством "обычных меломанов". Первые водружают "Топографию"на хоругви своего "крестового похода против попсы", вторые - на дух не переносят эти "Сказки" :)

После записи альбома из группы уходит Рик Вэйкмэн. Сия Топография буквально выдавила его из Yes.

Крис Сквайер тоже был готов уйти еще во время записи, но, к счастью, остался. Холодная голова прирожденного басиста сделала свое дело. Однако надоели они с Андерсоном друг другу изрядно за время бесконечных сессий, заполненных перманентными ссорами.

"Океаны" дались группе тяжело.

Relayer (1974)

Оценка - 8,5/10

-8

На место ушедшего клавишника в Yes принимают молодого швейцарца Патрика Мораза. У этого парня за плечами классическое музыкальное образование (единственный "образованный" музыкант в составе Yes). Диапазон его музыкальных интересов предельно широк - от классики до электроники, с очевидной склонностью к джазу.

Такой человек пришел в группу в нужное время и его приход повлиял на музыкантов самым благотворным образом. Мораз на Рилейере это немного фанка в холодной воде прогрессива.

После вымученного двойника с "Океанами" и замены клавишника "случилось чудо" - к Yes вернулось подлинное вдохновение и они преодолевают кризис. Сосуд опять наполнился.

Ничего сверхнового на этом альбоме не прозвучало, но композиционный каркас выстроен образцово, мелодическая основа обрела, утонувшую было в "Океанах", ясность.

Первая сторона диска состоит из единственной 20-минутной композиции Gates of Delirium, которая слушается на одном дыхании, заставляя забыть о хронометре.

Вторая сторона состоит из двух 9-минутных вещей, первая из которых -Sound Chaser (Охотник за звуком) вынуждает меня накинуть (как минимум) полбалла к общей оценке альбома.

Саунд Чейзер - один из лучших гитарных перфомансов в истории рок-музыки, на мой взгляд. Стив Хау превзошел самого себя. Неудивительно, что он называет Relayer своим любимым диском Yes.

"Ретранслятор" становится последним великим альбомом группы и одним из последних великих в истории арт-рока. Таково мое твердое убеждение.

Going for the One (1977)

Оценка - 7,5/10

-9

После трех лет студийного молчания, заполненного гастрольным чесаловом по Америке и работой над сольными проектами, музыканты Yes, наконец, приступают к записи нового альбома.

Группу оставляет их "золотой" продюсер Эдди Оффорд, посчитавший, что музыка Yes уже морально устарела. На его место приходит Джон Тимперли (John Timperley).

Тимперли - звукоинженер высочайшего уровня, он начинал свою студийную деятельность с записей классической музыки, в молодости поучаствовал в записи дебютного альбома Cream и битловского Magical Mystery Tour. Но наибольшую известность ему принесла работа на студии Olimpic. Там он записывал классиков джаза и великих эстрадных исполнителей уровня Телониуса Монка и Бинга Кросби.

Сопродюсером Тимперли становится Дэвид Ричардс - другой замечательный Studio Wizard, который в скором времени прославится участием в записях Queen, Duran Duran, Дэвида Боуи, Игги Попа и Криса Ри.

Полностью обновив команду звукарей в студии, Yes снова пришлось искать замену и клавишнику. Уже в процессе работы над новым альбомом группа расстается с Патриком Моразом. Суть их разногласий я здесь излагать не стану, история эта довольно мутная и, судя по всему, не очень корректная, но нам важен сам факт - группе нужен новый клавишник.

И новым клавишником становится старый добрый Рик Вэйкмэн. Его пригласили спасать ситуацию.

Рик был занят раскруткой своей, более чем успешной, сольной карьеры и постоянная работа с Yes его мало привлекала. Он согласился сотрудничать только в качестве сессионного музыканта.

Парни уговорили его, заверив что "никаких Топографических Океанов" больше не будет. Они дали ему послушать кассету с наработками к альбому. Послушав материал Вэйкмэн согласился. Песни были отличные.

"Мы впервые нашли взаимопонимание между собой. Думаю, что мы все сильно повзрослели, стали более зрелыми. Возможно, что я повзрослел даже больше, чем остальные"
(Рик Вэйкмэн)

Альбом записывали в Швейцарии, на знаменитой студии в славном городе Монтре.

По окончании записи альбома, на вечеринке у Клода Нобса (директор джазового фестиваля в Монтре, это именно его увековечили Deep Purple в своем бессмертном хите про "Дым над водой" под именем "Фанки Клод"), Брайан Лэйн (бессменный менеджер Yes в 70х) и басист группы Крис Сквайер уговорят Вэйкмэна снова стать штатным музыкантом Yes.

Рик включился в работу активно и его участие сыграло важную роль в успехе альбома. Да, он за 3 с лишним года одиночного плавания заматерел и обрел изрядную основательность.

Если Андерсон по-прежнему оставался поставщиком идей, давал творческий импульс, формулировал общую мелодическую и лирическую канву композиций, занимался смыслами, сюжетами, настроением и атмосферой, то Хау и Вэйкмэн воплощали идеи в жизнь, наращивая музыкальное мясо на идеологический костяк.

К обычному клавишному инструментарию Рика (хаммонд, меллотрон, синтезатор Муг) добавился настоящий церковный орган, который записывался в Соборе Святого Мартина швейцарского городка Веве.

Стив Хау помимо своего дежурного набора электрических и акустических гитар, использовал экзотический инструмент - португальскую гитару, а также освоил педальный слайд и стальную слайд-гитару.

Такие нововведения обеспечили сочную аудио-колористику альбома.

На записи Going for the One Андерсон находился в блестящей вокальной форме, его пение, как сольное, так и в гармонии со Сквайером и Хау, буквально завораживает, не оставляя ни единой щелочки через которую можно было бы пропихнуть критическую иглу с ядовитым наконечником сарказма.

Я не могу не отметить это обстоятельства по той причине, что невероятно высокий фальцет Джона - это весьма специфический тембр. Если Джон не попадает в материал и настроение, то его тембр звучит почти карикатурно. Если же вокал Андерсона используется точно по назначению и попадает в питательную среду верно сформулированной идеи, правильного душевного состояния, то он способен звучать божественно.

Именно так (божественно) его голос звучит на альбоме Going for the One. О карикатурности здесь не может быть и речи.

И вообще Yes звучат здесь свежо, ярко и собранно. Такие композиции как Going for the One, Turn of the Century и Wonderous Stories входят в число лучших во всем каталоге группы.

Чуть послабее выглядят "Параллели" Криса Сквайера, но слабой эту композицию тоже не назовешь.

Впечатляющий финал - 15-минутный эпик Awaken звучит роскошно и симфонично, в лучших традициях Yes-овского арт-рока. Однако в "Пробуждении" уже можно ущучить самоповтор, а местами - некоторую пробуксовку и подвисание. Но это только, если держать в уме эпики из предыдущих альбомов. Сам по себе сей опус превосходен.

Ну, вот ... получилась почти полноценная рецензия, а ведь я собирался писать в своем обзоре только краткие характеристики альбомов )

В данном случае, это, наверное, объяснимо по следующим причинам:

1. Going for the One остался в тени альбомов 71-74. Несколько на обочине внимания. Его вспоминают не так часто и пишут о нем обычно вскользь, мол есть такой альбом и он не так плох или даже хорош. Вот я инстинктивно и решил заполнить сей пробел )

2. Я считаю что GftO завершает собой золотую эпоху классического Yes.

3. Ко всем последующим альбомам группы я отношусь более прохладно, чем к тем, которые были записаны до 1977, и собираюсь писать о них уже менее подробно.

Завершая первую часть обзора и подводя некоторый итог, не могу не сказать, что к моменту выхода GftO, арт-рок уже вступил в фазу заката. Стремительный взлет на рубеже 60-70-х, расцвет в 71-75 ... и вот пришло время не менее стремительного падения.

На дворе правили бал диско, перетянувшее на себя внимание любителей танцевальной развлекухи, и панк, который увлек за собой протестную молодежь.

Времена, когда арт-рок пользовался массовой популярностью, остались в прошлом. Его герои и адепты выглядели теперь едва ли не нелепо, словно премьеры провинциального театра в брабантских кружевах и лакированных туфлях, пришедшие в лес по грибы и брезгливо лорнирующие грязные лесные лужи да кочки.

Арт-рок летел в пропасть забвения, интерес к нему таял на глазах. Группы распадались, стилистически переобувались на лету, теряли контракты и разорялись.

Только единичные мастодонты, в т.ч. и Yes, еще держали марку и сохраняли лицо. Они как бастионы осажденной крепости отстреливались в конце 70-х мощными, прицельными залпами, такими как Animals (Pink Floyd) или Heavy Horses (Jethro Tull). К числу таких "залпов" я уверенно могу причислить и Going for the One.

Но боеприпасы у осажденных гордецов были уже на исходе ...

продолжение следует ...

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

(Tyrannosaurus) T. Rex. Оценка дискографии.

Yes. Оценка дискографии (часть вторая, 1978-1980)