Платные автомобильные дороги для России являются относительным новшеством. По крайней мере, как массовое явление.
Первая магистраль, за проезд автомобилей по которой взимались деньги, открылась еще в 1998 году. Но на постоянной основе платные дороги (хотя вернее будет сказать платные участки) появились после 2012 года.
От обычных они отличаются:
● Более развитой инфраструктурой: кафе с магазинами и заправки есть через каждые несколько десятков километров;
● Высокой пропускной способностью благодаря большому количеству полос движения (до 6 на популярных и загруженных направлениях);
● Отличным дорожным покрытием: никаких ям и выбоин, своевременный ремонт, всегда свежая разметка.
Кроме того, на некоторой части трасс максимально разрешенная скорость составляет 150 км/ч, что существенно выше стандартных для бесплатных дорог 90 км/ч. Так что если вы хотите ехать быстро и при этом ничего не нарушать, новые хайвеи – ваш выбор.
Немного истории
В Советском Союзе передвижение на автотранспорте было абсолютно свободным, деньги для этого не требовались. Отчасти именно поэтому попытка заработать на автовладельцах вызвала такие оживленные, если не сказать ожесточенные споры.
Но если заглянуть чуть глубже, во времена Российской Империи, выяснится, что уже в XVII веке дороги находились под контролем региональных властей. А те не гнушались брать плату на их содержание и ремонт. Так, например, заставы, где было необходимо отдавать от 2 до 12 копеек (в зависимости от количества проезжающих), на переезде между Шлиссельбургом и Санкт-Петербургом функционировали уже в 1732 году. Помимо этого, средства взимались еще по двум направлениям, также ведущим к Санкт-Петербургу. Льгот было значительно меньше, чем теперь: без денег по трактам могли передвигаться лишь военные и пешие. Но даже несмотря на это, идея застав полностью провалилась. Средств, собираемых в течение года, не хватало даже на оплату труда людей, работавших на заставах. О том, чтобы перевести дороги на самоокупаемость и обеспечить их ремонт, речь и не шла.
Как работают платные дороги сейчас?
Как оплатить платную дорогу? Есть несколько способов в зависимости от типа трасс:
- Открытые, где пункты сбора денег располагаются в заранее определенных местах; на каждом съезде с трассы они отсутствуют. С одной стороны, это экономит деньги на строительство и обустройство такой системы, с другой, при высокой загруженности трассы создает заторы на пунктах сбора.
- Закрытые, где при въезде на дорогу водитель получает специальный билет, который оплачивает, доехав до места назначения. Либо пункты сбора средств могут находиться и в начале, и в конце трассы. В начале нужно заплатить только за доступ к дороге, в конце – за километры, которые проехал водитель.
- С электронной системой. В таком случае контрольно-пропускные пункты работают в автоматическом режиме, а деньги списываются со счета особых устройств – транспондеров, установленных в каждом транспортном средстве.
Сейчас почти невозможно найти любой из вышеперечисленных типов «в чистом виде». Для обеспечения удобства водителей строители платных дорог комбинируют все три варианта.
Сколько стоит проезд и как расплатиться?
Точная стоимость проезда по определенному участку трассы указана на сайтах компаний-операторов, которые эти трассы строят, контролируют и обеспечивают сохранность инфраструктуры. Для большей части хайвеев в России таким оператором является компания «Автодор».
Независимо от компании-оператора и конкретной трассы, есть несколько правил по ценообразованию, которые работают всегда:
- Легковые автомобили обойдутся дешевле машин с прицепом;
- Автобусы попадают в среднюю ценовую категорию;
- Для больших фур действует самый дорогой тариф;
- Ночью (с 0.00 до 07.00) всегда дешевле. Примерно вдвое.
- Транспондер позволяет сэкономить до 30% стоимости проезда.
Стоимость проезда по платным дорогам неодинакова для легковых машин и грузовиков. Есть определенные тарифы, учитывается наличие льгот, скидок и пройденный километраж. Экстренные службы (скорая, пожарные расчеты, МЧС, полиция) могут проезжать в любое время, не внося ни копейки. Предусмотрен бесплатный проезд для маршрутного транспорта, если трасса проходит в пределах населенного пункта. Но не стоит забывать, что на такси и междугородные, туристические автобусы льгота не распространяется. Их владельцы или водители обязаны вносить плату в полном объеме
- Если на крыше авто (1-я и 2-я категории) перевозится багаж, велосипеды и т. д., они не учитываются при расчете габаритной высоты.
- Если на крыше грузовика закрепляется рефрижераторная установка, иное оборудование, необходимое для обеспечения особых условий транспортировки, они учитываются при определении высоты.
- Если на крыше легковой машины закреплен груз так, что общая высота превышает 2,6 метра, плата за проезд берется, как за 2-ю категорию. Это же правило действует, если есть прицеп с высотой более 2,6 метров.
- Если в зимнее время ТС не очищено от снега, льда, что привело к увеличению высоты, плата берется по реальным габаритам.
- При расчете платы за проезд ТС 3-й и 4-й категорий учитывается фактически имеющееся количество осей. Положение на момент проезда (поднята, опущена) значения не имеет.
- Если ТС оснащено прицепом (жесткая сцепка), оно расценивается в качестве единого объекта. Учитывается общее количество осей и максимальная высота. Если же сцепка гибкая, ТС и прицеп считаются самостоятельными объектами. Плата начисляется за каждое из них по соответствующей категории.
Платная дорога М1
При введении платных участков дорог первоочередное внимание уделялось и уделяется основным автомагистралям, соединяющим Россию с Европой, северные и южные регионы. М1 — это бывшее Минское шоссе. На определенном этапе решено ввести обозначения, соответствующие европейской классификации.
Если говорить о России, то М1 считается одной из наиболее современных платных дорог. На большей части она соответствует мировым стандартам и является составляющей Второго Панъевропейского транспортного коридора. Начинается М1 от границ Казани, проходит через столицы России и Беларуси и держит направление далее на Запад, в частности, к польской границе. Далее, следуя по этому же коридору, можно посетить Берлин и Лондон.
При строительстве М1 учтены все возможные требования не только с качеству дорожного покрытия, но и в части экологии и безопасности, в том числе, животных. В расчет принимаются традиционные пути миграции травоядных и млекопитающих, обустраиваются эковуды.
Основной упор на текущий момент делается на строительство развязок, увеличение количества полос. В частности, в декабре 2018 года должна быть введена в эксплуатацию Внуковская развязка, включающая 3 новых эстакады. Основная задача — облегчение въезда в Москву или выезда в область. Предполагается, что машины больше не будут часами стоять на ж/д переезде. На следующих этапах работ предлагается обустроить еще 16 подобных развязок. Все переходы делаются надземными. Учитывается возможность перемещения маломобильных групп населения.
В ведение компании «Автодор» уже передано 456 км. Но платить по состоянию на 2018 год придется только за проезд по участку, ведущему в обход г. Солнцево (14-33 км трассы). Плата за проезд здесь берется с 01.01.2014 года.
Важно: весь участок разделен на 3 (три) отрезка. Заплатить сразу за все нельзя. Водителю приходится останавливаться у каждого ПВП. Деление на отрезки связано с наличием нескольких въездов или съездов с трассы.