Найти в Дзене
Василий Кетов

Доллар и рубль: грустная история непростых отношений. Экономика России в 90-х

История взаимоотношений российского рубля с долларом похожа на мелодраму. Или на отношения пары давно сложившейся, но все еще не растерявшей остроты чувств.  Периоды стабильности, «затишья», чередуются взлетами долларовой «половины» и падениями рублевой. Бывает, конечно, и наоборот. Но в разы или даже десятки раз реже.  В общем, экономика России в 90 е годы, говоря по-научному, это инфляция и нестабильный курс рубля. 1992 – 1994. Искра, буря, безумие гиперинфляции СССР, прекративший свое существование в декабре 1991 года, оставил правопреемнице-России внушительное наследие, в которое, в числе прочего, входила и экономика. Точнее, проблемы с ней. Пятилетние планы и последующий переход на рыночную систему, минимализация денежного оборота внутри страны и искусственное сдерживание инфляции в 90 годы в России привели к тому, что российский рубль оказался крайне неустойчив. В июле 1992 за 1$ давали 125 р., а в декабре того же года уже 414. Впрочем, это оказалось только началом затяжного пи
Оглавление

История взаимоотношений российского рубля с долларом похожа на мелодраму. Или на отношения пары давно сложившейся, но все еще не растерявшей остроты чувств. 

Периоды стабильности, «затишья», чередуются взлетами долларовой «половины» и падениями рублевой. Бывает, конечно, и наоборот. Но в разы или даже десятки раз реже. 

В общем, экономика России в 90 е годы, говоря по-научному, это инфляция и нестабильный курс рубля.

1992 – 1994. Искра, буря, безумие гиперинфляции

СССР, прекративший свое существование в декабре 1991 года, оставил правопреемнице-России внушительное наследие, в которое, в числе прочего, входила и экономика. Точнее, проблемы с ней. Пятилетние планы и последующий переход на рыночную систему, минимализация денежного оборота внутри страны и искусственное сдерживание инфляции в 90 годы в России привели к тому, что российский рубль оказался крайне неустойчив. В июле 1992 за 1$ давали 125 р., а в декабре того же года уже 414. Впрочем, это оказалось только началом затяжного пике.

Что случилось в 1993?

  • Государство перестало регулировать цены
  • Производство внутри страны сократилось
  • Рост денежной массы происходил медленно

Ситуацию с ценами и свободным рынком можно представить на примере обычной пружины. Она сжимается (инфляцию сдерживают), потом сжимается сильнее (деньги оказываются ничем не обеспечены), потом – еще немного (товарооборот ограничивается). И, достигнув своего предела, распрямляется – и вот тогда достается всем. Именно это и произошло с постсоветской экономикой. Предприниматели и представители властей просто не справились с либерализацией цен.

Как итог – новое ослабление. 1 января 1993 за доллар давали 414 р., а 29 декабря, на последних торгах уходящего года, уже 1247.

В 1994 ситуация лучше не стала. Даже если не учитывать знаменитый «черный вторник», 11 октября, когда рубль рухнул сразу на 27 процентов (через 3 дня вернувшись к прежнему курсу), ослабление продолжалось. В январе за 1$ давали 1247 р., а к последним торгам декабря уже 3512.

1995-1997. Относительное спокойствие

Инфляция, конечно, не остановилась, но несколько замедлилась по сравнению с предыдущим периодом (хотя все равно оставалась крайне высокой). Курс $ в течение 1995 года вырос «всего» на 1017 рублей (3623 в январе против 4640 в конце декабря). В 1996 темпы сохранились – 4661 к концу года превратились в 5660. А 1997 стал и вовсе благополучным – за год прибавилось всего четыре сотни.

Правительство сочло, что адаптационный период постепенно подошел к концу, и настало время ее реанимировать. Тут-то и началось самое интересное.

1998. От хорошего к плохому

В январе Центробанк совместно с правительством провел деноминацию, заменив старые деньги на новые. Прежнюю 1000 приравняли к 1 новому рублю. Американская валюта при этом стоила 5.96 в «новых деньгах». Будущее казалось вполне радужным. Вот только стабилизация экономики оказалась, по сути, раздутым мыльным пузырем. Страна была не в силах выплачивать внешние долги, которых к 1998 накопилось немало.

17 августа был объявлен дефолт, а национальная валюта в очередной раз рухнула. В последнем месяце 1998 за 1$ давали 20.65.

1999 – 2014. Пятнадцать тучных лет

После дефолта стабилизация наступила на самом деле. Курс рубля в 90 х годах значительно отличался от этих показателей. Российские предприниматели осваивались во все еще новом для себя мире свободной рыночной экономики, правительство оперативно проводит реформы (в частности, монетизирует льготы и меняет систему работы банков).
После дефолта стабилизация наступила на самом деле. Курс рубля в 90 х годах значительно отличался от этих показателей. Российские предприниматели осваивались во все еще новом для себя мире свободной рыночной экономики, правительство оперативно проводит реформы (в частности, монетизирует льготы и меняет систему работы банков).

Отмечается даже рост ВВП: в период с 2000 до 2008 он составляет от 4.9% до 10% в разные годы.

Все вышеперечисленное благотворно сказывается на национальной валюте. Она укрепляется, курс доллара растет постепенно и незначительно, а периодически (как, например, в 2004 и 2007) снижается. На нее почти не повлиял даже мировой финансовый кризис, грянувший в 2008 году: рубль дрогнул, но выстоял. На какое-то время.

2014 – 2017. Что год грядущий нам готовит?

В конце 2014 года на фоне резкого удешевления нефти рублю стало плохо. С большой буквы «П». Очередной «черный вторник» российской экономики наступил 16 декабря, когда в течение дня курс вырос с 61 рубля до 80. На следующие сутки, правда, отыграл позиции, укрепившись до 68 за 1$. Но в целом 2014 – начало 2015 года вызывали резкий спад в финансовом секторе и настоящую панику среди жителей, которые бросились покупать доллары и дорогую технику, пытаясь спасти свои сбережения. По факту оказалось, что покупки они делали в самый невыгодный момент, но в конце 2014 об этом мало кто думал.

Это стало основной темой новостей. В русскоязычном сегменте интернета экономикой заинтересовались даже люди, обычно от нее далекие.

  • На волне колебаний был создан сайт zenrus.ru, где за изменением валютных курсов можно было следить непрерывно.
  • В паблике «Лентач» появились «евростихи», получившие огромную популярность.

В 2015 и 2016 году ситуация была крайне нестабильной. Так, например, в мае 2015 за 1$ давали 49.18 р., а в декабре – 71-73. В начале 2016 года вследствие очередного падения цен на нефть рубль даже достигал минимумов «черного вторника», однако впоследствии укрепился на уровне 2015 и составил 60 р. по среднегодовому значению. До середины лета 2017 резких падений больше отмечено не было.

Последствия двухлетнего кризиса оказались очень и очень существенными:

  • Выросла инфляция. Только за 2015 год показатель составил 12.9%
  • Упали реальные доходы населения – к февралю 2016 года средняя годовая зарплата россиянина (в долларовом эквиваленте) стала меньше, чем жителя КНР.
  • Снизился потребительский спрос.
  • Возникло и укрепилось недоверие к российской валюте.
  • Страны СНГ, связанные с Россией партнерством, также ощутили негативные последствия. В частности, серьезные убытки понесли Белоруссия, Армения, Казахстан.