Краткая историческая справка
Станция Ишимбаево создана для обслуживания НПУ «Ишимбайнефть», а затем Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода. Строительство ветки Ишимбаево — Стерлитамак — Дёма и самой станции началось во исполнение Постановления Совета Труда и Обороны от 25 июля 1933 года, которое поручило «Союзтрансстрою» построить к октябрю 1934 года железную дорогу. Осенью того же года начались строительные работы. 1 октября 1934 года на станцию Уфа из Ишимбая прибыл первый эшелон нефти, и железная дорога общей протяжённостью 177 км официально вступила в строй. Служила для перевозки нефти, позднее нефтепродуктов от построенного в 1936 году первого в БАССР нефтеперерабатывающего предприятия — Ишимбайский нефтеперегонный завод, для завоза нефтеоборудования и пр.
В 1936 году ветка была передана в ведение Куйбышевской железной дороги. Введённый в конце 1937 года нефтепровод Ишимбаево — Уфа снизил роль нефтеперевозчика железнодорожной ветки.
Со строительством в 1948 году нефтехимического комбината № 18 появилась необходимость в ответвлении линии от Стерлитамака в сторону места строительства грузовой станции (ныне железнодорожная станция Аллагуват). Теперь эта ветка основная, идёт на Оренбург, а ответвление на станцию Ишимбаево — тупиковое.
Пассажирское сообщение
До 1990 года существовал пассажирский поезд № 625/626 Уфа – Ишимбаево, а примерно до 2002 – пригородный поезд Стерлитамак – Ишимбаево в исполнении ДР1А.
Современное состояние
По состоянию на 2019 год станция Ишимбаево утратила свой статус станции и вошла в состав станции Аллагуват как один из её парков (Ишимбайский парк). В парке располагается пять приёмо-отправочных путей для обслуживания единственного действующего подъездного пути Ишимбайского нефтеперерабатывающего комбината. Устройства СЦБ демонтированы в 2000-х годах которые были представлены централизованными стрелками и светофорами прожекторного типа. На данный момент на участке из устройств СЦБ сохранился только переезд 5 км бывшего перегона Аллагуват – Ишимбаево на пересечении автодороги Ишимбай - перекрёсток а/д Салават – Стерлитамак. Пассажирская платформа пути №1 станции заброшена и не используется, а платформа 2 км, что была в близи села Кантюковка разрушена, либо была демонтирована. Пассажирское движение полностью отсутствует. Железнодорожный вокзал своей функции не выполняет, не большое помещение отведено для сотрудников ИЧ (путейцев), остальное здание пустует. К вокзалу была построена пристройка, в которой находится дежурный по парку Ишимбай и другие помещения сотрудников службы движения.
Интенсивность движения
По состоянию на 2019 год движение на линии представлено вывозом с парка Ишимбай и подачей в парк вагонов – цистерн и в редких случаях полувагонов маневровыми локомотивами ЧМЭ3 несколько раз в сутки (в зависимости от потребности предприятия Ишимбайнефть). Подача и уборка вагонов на предприятие также осуществляется тепловозами ЧМЭ3.
Перспективы развития
Руководством республики Башкортостан был принят план по развитию промышленного кластера городов Салават, Стерлитамак и Ишимбай. Предполагается строительство на территории данных городов новых предприятий. По пока не официальным данным при строительстве предприятий будут построены и новые подъездные пути к существующим железнодорожным станциям общего пользования вышеперечисленных городов.
Данная статья ознаменовала начало цикла статей о малодеятельных железных дорогах Башкортостана. Оставайтесь с каналом, не пропустите новые публикации!