Найти тему

Малодетельные железные дороги Башкортостана. Аллагуват - Ишимбаево

Станция Ишимбаево (станция Аллагуват, Ишимбацский парк), 2018 год
Станция Ишимбаево (станция Аллагуват, Ишимбацский парк), 2018 год

Краткая историческая справка

Станция Ишимбаево создана для обслуживания НПУ «Ишимбайнефть», а затем Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода. Строительство ветки Ишимбаево — Стерлитамак — Дёма и самой станции началось во исполнение Постановления Совета Труда и Обороны от 25 июля 1933 года, которое поручило «Союзтрансстрою» построить к октябрю 1934 года железную дорогу. Осенью того же года начались строительные работы. 1 октября 1934 года на станцию Уфа из Ишимбая прибыл первый эшелон нефти, и железная дорога общей протяжённостью 177 км официально вступила в строй. Служила для перевозки нефти, позднее нефтепродуктов от построенного в 1936 году первого в БАССР нефтеперерабатывающего предприятия — Ишимбайский нефтеперегонный завод, для завоза нефтеоборудования и пр.

Строительство железнодорожной ветки. Фото из Википедии.
Строительство железнодорожной ветки. Фото из Википедии.
На станцию Ишимбаево прибыл первый поезд. Фото из Википедии.
На станцию Ишимбаево прибыл первый поезд. Фото из Википедии.

В 1936 году ветка была передана в ведение Куйбышевской железной дороги. Введённый в конце 1937 года нефтепровод Ишимбаево — Уфа снизил роль нефтеперевозчика железнодорожной ветки.
Со строительством в 1948 году нефтехимического комбината № 18 появилась необходимость в ответвлении линии от Стерлитамака в сторону места строительства грузовой станции (ныне железнодорожная станция Аллагуват). Теперь эта ветка основная, идёт на Оренбург, а ответвление на станцию Ишимбаево — тупиковое.

Пассажирское сообщение

До 1990 года существовал пассажирский поезд № 625/626 Уфа – Ишимбаево, а примерно до 2002 – пригородный поезд Стерлитамак – Ишимбаево в исполнении ДР1А.

Отрывок из служебного расписания пассажирских поездов СССР за 1980 г.
Отрывок из служебного расписания пассажирских поездов СССР за 1980 г.
Зал ожидания на вокзале. 1940-е. Фото из сообщества "Уфимская железная дорога"
Зал ожидания на вокзале. 1940-е. Фото из сообщества "Уфимская железная дорога"

Современное состояние

По состоянию на 2019 год станция Ишимбаево утратила свой статус станции и вошла в состав станции Аллагуват как один из её парков (Ишимбайский парк). В парке располагается пять приёмо-отправочных путей для обслуживания единственного действующего подъездного пути Ишимбайского нефтеперерабатывающего комбината. Устройства СЦБ демонтированы в 2000-х годах которые были представлены централизованными стрелками и светофорами прожекторного типа. На данный момент на участке из устройств СЦБ сохранился только переезд 5 км бывшего перегона Аллагуват – Ишимбаево на пересечении автодороги Ишимбай - перекрёсток а/д Салават – Стерлитамак. Пассажирская платформа пути №1 станции заброшена и не используется, а платформа 2 км, что была в близи села Кантюковка разрушена, либо была демонтирована. Пассажирское движение полностью отсутствует. Железнодорожный вокзал своей функции не выполняет, не большое помещение отведено для сотрудников ИЧ (путейцев), остальное здание пустует. К вокзалу была построена пристройка, в которой находится дежурный по парку Ишимбай и другие помещения сотрудников службы движения.

Бывший вокзал станции Ишимбаево. Вид со стороны города
Бывший вокзал станции Ишимбаево. Вид со стороны города

Бывший вокзал станции Ишимбаево. Вид со стороны станции
Бывший вокзал станции Ишимбаево. Вид со стороны станции

Карта республики Башкортостан на здании бывшего вокзала станции Ишимбаево
Карта республики Башкортостан на здании бывшего вокзала станции Ишимбаево

Интенсивность движения

По состоянию на 2019 год движение на линии представлено вывозом с парка Ишимбай и подачей в парк вагонов – цистерн и в редких случаях полувагонов маневровыми локомотивами ЧМЭ3 несколько раз в сутки (в зависимости от потребности предприятия Ишимбайнефть). Подача и уборка вагонов на предприятие также осуществляется тепловозами ЧМЭ3.

Маневровый тепловоз ЧМЭ3т-7427 выводит вагоны с предприятия Ишимбайнефть в парк Ишимбай станции Аллагуват
Маневровый тепловоз ЧМЭ3т-7427 выводит вагоны с предприятия Ишимбайнефть в парк Ишимбай станции Аллагуват
Маневровый тепловоз ЧМЭ3т-7200 с вагонами в Ишимбайском парке. Автор: Typhoon
Маневровый тепловоз ЧМЭ3т-7200 с вагонами в Ишимбайском парке. Автор: Typhoon

Перспективы развития

Руководством республики Башкортостан был принят план по развитию промышленного кластера городов Салават, Стерлитамак и Ишимбай. Предполагается строительство на территории данных городов новых предприятий. По пока не официальным данным при строительстве предприятий будут построены и новые подъездные пути к существующим железнодорожным станциям общего пользования вышеперечисленных городов.

Бывший перегон Аллагуват - Ишимбаево, вид в сторону станции Аллагуват (Васильевский парк). Виднеется переезд 5 км.
Бывший перегон Аллагуват - Ишимбаево, вид в сторону станции Аллагуват (Васильевский парк). Виднеется переезд 5 км.

Данная статья ознаменовала начало цикла статей о малодеятельных железных дорогах Башкортостана. Оставайтесь с каналом, не пропустите новые публикации!