6,6K подписчиков

Апофеоз русского великодержавного шовинизма в песне группы "Muse"

11K прочитали

Влияние групп Queen и Depeche Mode критики обнаруживают в стилистике альбома Black Holes And Revelations (2006 год) британской рок-группы Muse.

Влияние групп Queen и Depeche Mode критики обнаруживают в стилистике альбома Black Holes And Revelations (2006 год) британской рок-группы Muse.

А мой интерес вызывает 10 трек альбома - композиция Hoodoo (Невезение) - удачное сочетание романтизма и депрессии. Эпическое fortissimo поддержанное ударными и гитарой во второй половине песни предваряет узнаваемый (более того, набивший оскомину) фортепианный пассаж. После слов

Why, why is this a crisis
In your eyes again?

фронтмен группы Мэттью Беллами энергично интонирует вступительные аккорды из Первого фортепианного концерта си-бемоль минор Петра Ильича Чайковского.

Концерт Чайковского, к большому сожалению, в наши дни стал заезженным шлягером. Его путь к премьере был сопряжён с многочисленными трудностями. Из-за демарша Николая Рубинштейна Чайковский был вынужден искать другого солиста. Выбор пал на Ганса фон Бюлова. Первое исполнение было назначено на 25 октября 1875 года, в Бостоне. Но практически перед премьерой Бюлов разругался с дирижёром. В срочном порядке был найден новый дирижёр – Бенджамин Ланг. Времени на репетиции оставалось совсем мало. В середине первой части концерта тромбоны "запороли" tutti, после чего Бюлов довольно громко воскликнул: "Медь, идите к чёрту!".

Несмотря на твёрдое обещание Чайковского "не переделывать ни одной ноты", почти до конца XX века концерт исполнялся в редакции Александра Зилоти, принципиально отличающейся от партитуры Чайковского, а иногда и искажающей её. Так виртуозно-бравурная трактовка концерта с добавление внешней театральности превратило это замечательное лирическое произведение в некий "музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма".

Рассмотрим начало концерта, ставшее визитной карточкой всего творчества Чайковского. Яков Флиер пишет: "Тема идёт у оркестра, и солист должен помнить о том, что изложение его партии довольно скромно по фактуре и охватывает такие регистры, в которых лучше сыграть полнозвучно, красиво, мягко. Не следует играть от локтя, высоко размахивать руками, необходимо хорошее ощущение клавиатуры".

Ему вторит Алексей Наседкин: "Первые аккорды фортепиано во вступлении, несмотря на FF, должны быть исполнены мягким, сочным, благородным звуком. Не надо забывать, что тема вступления имеет в оркестре нюанс mF и исполняется лишь скрипками и виолончелями (кстати, дирижёры, привыкшие к чрезмерно "активному" поведению солистов, просят оркестр играть интенсивнее)".

И замечание Льва Оборина: "Проблема исполнения должна решаться в романтическом плане субъективно. Темпы должны быть медленнее, чем обычно играют. Каденция — драматичная".

Послушаем, как эта разница в редакциях выглядит на самом деле.

Дорогой читатель, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!