Найти в Дзене
михаил вальковский

«Турецкий поток»: санкции— предупреждение конкуренту

Оглавление
Обе нитки  "Турецкого потока" заполнены газом. фото журнал "Профиль"
Обе нитки "Турецкого потока" заполнены газом. фото журнал "Профиль"

Ситуация вокруг «Северного потока 2» пока на паузе. При ее обсуждении как то ушёл в тень другой газопровод — «Турецкий поток». А ведь санкции США грозят и ему. Или уже не грозят?

Попробуем разобраться.

Газопровод «Турецкий поток» по которому российский газ поступит в Турцию и дальше в Болгарию и Южную Европу готов. Церемония его официального открытия запланирована на 8 января 2020 года.

Поток готов к работе

Он представляет собой две трубы, соответственно, одна для Турции, другая— для Европы. Мощность каждой из ниток — 15, 75 млрд. м3 газа в год.

Протяженность морского участка—935 километров. В пучины Чёрного моря трубы «ныряют» в Анапе, на турецкий берег выходят возле населенного пункта Кыйыкей недалёко от Стамбула.

Итак, имеем готовый газопровод, который через неделю торжественно откроют. И американские санкции по поводу строительства его морской части. Согласитесь, выглядит как то нелогично.

Быть может, американские эксперты, которые их готовили, не знали реальной ситуации со строительством «Турецкого потока». И, что называется, лажанулись.

Это вряд ли, не стоит их держать за дураков.

На косность и неповоротливость тамошней бюрократии такой косяк списать сложно. Когда надо, американские клерки и их боссы работают оперативно.

Запоздали или сыграли на опережение?

Итак, у этих якобы запоздавших санкций два адресата — Россия и Турция.

Они — барьер для дальнейшего развития российско-турецких отношений в сфере энергетики, создания и развития инфраструктуры для транспортировки углеводородов по дну Черного моря.

Турция за последнее десятилетие стала крупным газовым хабом, через неё в Европу идёт газ Каспия, Ирана, в перспективе —Туркменистана. На очереди— разработки месторождений в Средиземном море.

Чем больше предложение газа на европейском рынке, тем сложнее продвигать сюда американский сжиженный газ.

Потому то в бюджете США на следующий год предусмотрены меры по сдерживанию действий России и Турции в Средиземноморском регионе на общую сумму 1,4 трлн. долларов.

Они включают партнерство в сфере безопасности и энергетики со странами Восточного Средиземноморья. Их реализация позволит США стать ключевым игроком на рынке природного газа в этом регионе.

За этими формулировками стоит отмена эмбарго на поставки вооружений для Кипра и упрочение военных связей с Грецией. Так Штаты готовят противовес растущим региональным амбициям Турции.

К ключевым партнерам США в регионе следует внести Египет и Израиль. Что объединяет эти страны? Большие запасы природного газа в территориальных водах. Но соглашение Турции с Ливией блокирует маршрут его поставки в Европу.

Так что борьба за контроль над газом Средиземного моря и маршруты его доставки еще впереди.