Между Дубаем и Шарджей (где-то в 60 км от первого и 50 км от второй) проходит через юго-запад старая дорога до Хатты.
За одним из поворотов над рыжими барханами виднеются черепичные крыши и белые стены старых домов, почти скрытые в песке. Ровные ряды домиков, минарет мечети в солнечных лучах - и никого.
Деревня давно заброшена, а пески практически поглотили дома.
Деревню построили в 1970х-1980х в рамках проекта по обеспечению жильем коренного населения.
Для эмиратов понятие "коренные народы" - отсылка к недалекой истории. Представители правящих династий - потомки народов и племен, которые вели кочевой образ жизни чаще оседлого совсем недавно.
В именах большинства коренных жителей эмиратов (порядка 15% от общего населения страны) встречаются отсылки к старым родам.
Названия племен часто встречаются в фамилиях. Например, имя Аль-Касими в честь своего рода носит правящая династия шейхов Рас-Аль-Хаймы и Шарджи. А в отсылка к племени Бани-Яс - название одной из площадей Дубая. Приставка "бани" означает "сын" - так, весь род назывался "сыновьями Яса".
Деревню Аль-Мадам строили из качественных, прочных материалов, способных сохранить прохладу в домах в самый жаркий день и выдержать натиск ветров и песчаных бурь.
Но ни технологии, ни вложения не справились с напором песков. Дом за домом, порог за порогом, комнату за комнатой пустыня отвоевывала свое. Жители покинули деревню.
Местные жители пересказывают легенду о мистических событиях, положивших конец деревне в одночасье. Они говорят о некоей скрытой силе, могущественной и неумолимой, обрушившейся на деревню. Они говорят о джиннах.
В арабской культуре джиннов, как ангелов и людей, создал Аллах. Как и люди, джинны имели свободу воли и были вольны решать, стремиться ли к свету или тьме.
Арабские сказочники во главе с Шахерезадой приписывали им огромные силы, волю и своеобразное чувство юмора, заставлявшее людей бояться и почитать непредсказуемых духов.
Часто в легендах (и даже среди исторических фактов) упоминается, что нельзя нападать на мечети, поскольку те находятся под защитой джиннов.
Так, во время столкновений в Руанде в 1994 году, хуту избегали мусульманских районов и не приближались к мечетям из страха разозлить духов.
Джинны - джиннами, с их непредсказуемым нравом и традицией защищать мечети.
Очевидной причиной упадка стала пустыня. Жить в домах, наполняющихся песком через каждую трещинку, было невозможным. Люди ушли, а на старой дороге в Хатту появилась местная загадочная и достопримечательная деревня-призрак.
И только ветер играет веточками саксаула у входа в покинутую мечеть, в которой почему-то совсем нет песка...
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья!
Читать Тайна заброшенной деревни ловцов жемчуга в ОАЭ