Найти тему
Видео дорог России!

Иркутск-Москва на автомобиле.город Тулун и поселок Куйтун,Нижнеудинск. Серия 2.

Оглавление

Тулун на карте
Тулун на карте
Куйтун
Куйтун

Куйту́н (бур. Хүйтэн) — посёлок городского типа в Иркутской области, Россия, административный центр Куйтунского района.

В посёлке — железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Крупный центр сельскохозяйственного и лесоперерабатывающего производства.

Название Куйтун — бурятское. Куйтун в переводе с бурятского (Хүйтэн) обозначает — два понятия: «холод» и обширные плоские, приподнятые степные пространства вдали от лесов, представляющие собой хорошие просторные пастбища и пахотные земли.

История

Примерно в XVII веке енисейские казаки узнали о существовании бурят, занимавших почти все Приангарье и начали стремительно осваивать незнакомые территории и оттеснять коренных жителей на восток. По не уточненным данным, Куйтун (станец) стал заселяться в 1680 году и начинал развиваться как притрактовое село, через которое перевозилась государственная почта и различные грузы.

В 1872 году в Куйтуне открылась смешанное училище, через 6 лет церковно-приходская школа, а в 1899 году — женское училище. В 1890 году построен кирпичный завод, который стал работать на полную мощность только после гражданской войны.

26 сентября 1957 года Куйтун становится рабочим посёлком.

Тулун и Куйтун на карте
Тулун и Куйтун на карте

В 1984 году в городе произошло наводнение, в зоне затопления оказались триста жилых домов.

В июне 2006 года после длившихся почти неделю дождей уровень воды в реке Ие существенно поднялся. Были подтоплены жилые дома, располагавшиеся по берегам реки, а также участок федеральной автодороги Р-255 и мост через реку Тулунчик (ныне — ручей Канин). Жертвой стихии стал один человек.

В 2007—2008 годах по берегам реки Ии были отсыпаны дамбы высотой 2,5-3 метра.

В июне 2019 года уровень воды в реке Ие снова начал расти и 28 июня достиг отметки 1389 см (критическая отметка — 700 см). Дамбы, отсыпанные за несколько лет до этого, оказались неспособны уберечь жилые дома от затопления. Всего вода затронула 887 домов, где проживал 1771 человек.

По состоянию на 9 июля наводнение унесло жизни 23 человек, ещё девять числились пропавшими без вести.

Тулун
Тулун

Тулун расположен на Иркутско-Черемховской равнине, в лесостепной полосе предгорий Восточного Саяна, на реке Ие, притоке реки Оки (бассейн Ангары). Территория города представляет собой холмисто-увалистую равнину, сформированную эрозионной деятельностью реки Ии и её притоков. Он располагается на Транссибирской железнодорожной магистрали, в пределах города действуют станции ВСЖД Тулун и Нюра, а также два остановочных пункта. Через Тулун проходят автомобильные дороги федерального значения М53 КрасноярскИркутск и «Витим» Тулун — БратскУсть-Кут и далее на Якутск, он является узлом автодорог местного значения, обеспечивающих сообщение с населенными пунктами на территории района. Расстояние до ближайшего крупного города Братска составляет 225 км по автомобильной дороге, до областного центра — 389 км по железной и 428 км — по автомобильной дороге. Муниципальное образование «Город Тулун» на всем своем протяжении своей границы окружено землями Тулунского муниципального района.

Особенности экономико-географического положения Тулуна определяются хорошей транспортной доступностью по отношению к другим городам Иркутской области и регионам Российской Федерации. Выгоды транспортно-географического положения связаны с размещением на Транссибирской железнодорожной магистрали, расположением узла автомобильных дорог федерального и местного значения.

Климат

Климат территории Тулунского района резко континентальный с холодной продолжительной зимой и коротким относительно жарким летом. В любой сезон года возможны резкие изменения погоды, переход от тепла к холоду, резкие колебания температуры воздуха от месяца к месяцу, от суток к суткам и в течение суток.

Температура воздуха

Температурный режим района обусловлен характером атмосферной циркуляции. Существенное влияние на температурный режим оказывает континентальность климата. Это проявляется в резко выраженном различии зимних и летних значений температур воздуха, а также контрастных суточных температурах воздуха.

Среднегодовая температура воздуха имеет отрицательное значение (минус 2,4 °C). Период с отрицательными среднемесячными температурами воздуха продолжается с октября по апрель. Январь — самый холодный месяц (его среднемесячная температура воздуха минус 22,5 °C). Абсолютный минимум так же наблюдался в январе — минус 55 °C. Столь низкие температуры воздуха обусловлены сильным выхолаживанием приземного слоя воздуха в условиях преобладания в зимний период антициклонической погоды.

Наряду с низкими температурами воздуха в зимние месяцы могут наблюдаться оттепели с максимальной температурой порядка 1 — 8 °C. Однако, оттепели зимой явление редкое и кратковременное. Наиболее высокие температуры воздуха наблюдаются в июле (его среднемесячная температура воздуха плюс 17,1 °C). К июлю приурочен и абсолютный максимум температуры воздуха плюс 48 °C[источник не указан 728 дней]. Амплитуда экстремальных значений температуры воздуха составляет по м/ст г. Тулуна 103 °C[источник не указан 728 дней].

Осадки

На рассматриваемой территории характер распределения осадков определяется особенностями общей циркуляции атмосферы и орографическими особенностями территории.

В целом по району за год выпадает 356 мм. Основное количество выпадает с мая по сентябрь, и годовая сумма осадков на 77,0 % складывается из осадков теплого периода. Зимняя циркуляция над рассматриваемой территорией в основном не имеет характера фронтальной, а представляет собой преимущественно устойчивый перенос охлажденного и сухого континентального воздуха, обусловливающий преимущественно ясную с небольшим количеством осадков (70—80 мм) погоду.

В годовом ходе осадков минимум наблюдается в феврале — марте, максимум приходится на июль. В июле выпадает в среднем 97 мм. Суточный максимум осадков обеспеченностью Р = 1 % составляет по метеостанции Тулун 101 мм. В летний период осадки носят как обложной, так и ливневый характер. Отмечаются грозы, возможно выпадение града.

Для рассматриваемой территории характерно возникновение туманов Наибольшее число дней с туманом фиксируется в июле. За год отмечается в среднем 38 дней.

Снежный покров

Общее количество выпадающих зимой твердых осадков невелико. В связи с этим средняя максимальная высота снежного покрова относительно небольшая, она не превышает 35 см для защищенного от ветра участка местности. В отдельные зимы высота снега может достигать 62 см.

Длительная безоттепельная зима способствует сохранению твердых осадков и образованию устойчивого снежного покрова. Устойчивый снежный покров в основном образуется в конце октября. Дата образования устойчивого снежного покрова, так же как и дата его появления, из года в год сильно колеблются в зависимости от погодных условий, определяемых особенностями атмосферной циркуляции предзимнего периода. Наиболее интенсивный рост снежного покрова с момента появления снега происходит до конца декабря. В январе — феврале за счет, как уплотнения снежного покрова, так и незначительного количества выпадающих в этот период осадков, высота снега существенно не увеличивается. Наибольшей величины снежный покров достигает в конце февраля — начале марта.

Разрушаться снежный покров начинает в основном в середине второй декады марта. В начале апреля обычно отмечается полный сход снега. В отдельные годы дата схода снежного покрова может смещаться на месяц — назад (если наблюдается очень теплая зима) и вперед (если отмечается очень холодная весна). Снежный покров обычно держится около 6 месяцев.

Ветер

Среднегодовая скорость ветра составляет 2,5 м/с. Особенности физико-географического положения территории и атмосферной циркуляции обусловливают ветровой режим района изысканий. В холодный период года над большей частью Восточной Сибири устанавливается область высокого давления воздуха — Сибирский антициклон, поэтому здесь преобладает малооблачная погода со слабыми ветрами.

В зимний период при антициклоническом характере погоды над рассматриваемым районом наблюдается большая повторяемость штилей. В январе, феврале она составляет 42 %. Для рассматриваемой территории характерна и метелевая деятельность, которая обусловлена вторжением арктических масс, как правило, полярных циклонов. Метели наблюдаются в течение всего холодного периода. В декабре, январе средняя продолжительность метелей наибольшая. Преобладающим направлением в течение года является ветер юго-восточного направления (повторяемость 32,33 %). Для теплого и холодного периодов так же характерно преобладание северо-западного направления. Максимальная средняя скорость ветра зимой 3,6 м/с, летом 3 м/с. Наибольшая скорость ветра 1 раз в год может достигать 18 м/с, в 5 лет — 22 м/с, в 15 лет — 25 м/с. Наиболее ветреные месяцы апрель и май — до 3,4 — 3,5 м/с.

История

«Тулун» переводится с бурятского как «кожаный мешок», город получил это название из-за расположения в изгибе реки, огибающей его как мешок. Отсюда же и пошёл герб города (чёрное основание — это символ угольных богатств района, колос — символ сельского хозяйства города).

Точных сведений о дате основания Тулуна нет. Известно лишь, что небольшое поселение из десятка дворов у реки Ии существовало уже в начале XVIII века. Первое письменное упоминание о Тулуне принадлежит перу известного ученого, естествоиспытателя, натуралиста, ботаника Иоганна Георга Гмелина, посетившего Тулун в 1735 году в составе академического отряда II Камчатской экспедиции, о чём сохранилась запись в его путевых заметках:

Тулун
Тулун

В 1730—1743 годы деревня Тулуновская входила в состав Илимского уезда. Жители деревни в основном являлись выходцами из илимских волостей. К 1745 году население Тулуна составило 297 душ мужского пола.

После строительства Московского тракта, проложенного в 1762—1774 годах, начался приток переселенцев в Тулун. Ямщицким промыслом в последующие годы в Тулуне занималось около 200 семейств, возникли постоялые дворы, для переправы через реку Ия был сооружен паром. Вдоль тракта возникают пересыльные пункты, почтовые станции. В XIX веке строится Братский тракт, затем железная дорога, что послужило мощным толчком к бурному развитию села Тулун. Во второй половине 19 века Тулун становится видным торговым селом. В Тулуне проживает до 7 тысяч жителей, действуют более 70 торговых заведений, 2-классное мужское и 1-классное женское училища, богадельня, приемный покой и врачебный пункт, вольная аптека, сельская пожарная дружина, волостное правление Тулуновской волости.

 Железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал

В конце XIX века в связи со строительством Транссибирской железной дороги стала развиваться промышленность. В 1897 году в Тулун прибыл первый поезд. На станции Нюра была начата добыча угля. В городе функционировал кирпичный, лесопильный заводы, паровая мукомольная мельница, сапожные и швейные мастерские. В начале XX века был открыт Тулуновский казенный винный склад, работал винокуренный завод. В дореволюционном бурно развивавшемся Тулуне дружно проживали представители различных национальностей — русские, украинцы, буряты, евреи, китайцы, цыгане, поляки, выходцы с Кавказа и из Средней Азии.

 Улица в Тулуне, 1913
Улица в Тулуне, 1913

В 1922 году Тулуну присваивается статус города, но через два года он вновь становится поселением. В 1926 году Тулун становится административным центром вновь созданного Тулуновского округа. Он тогда объединял Нижнеудинский, Братский, Нижнеилимский, Тулунский, Куйтунский, Кимильтейский и Зиминский районы. С 1927 года за Тулуном окончательно утверждается статус города[6]. Мощное промышленное развитие Тулуна возобновилось только в 1950-х годах и продолжалось вплоть до начала 1990-х годов. За этот период в городе были построены гидролизный, стекольный, авторемонтный и электромеханический заводы. Расширены и модернизированы маслодельный и водочный заводы, мясокомбинат, кондитерская и швейная фабрики, типография. На Тулунской селекционной станции были выведены десятки районированных сортов различных сельскохозяйственных культур, среди которых знаменитая пшеница «Скала» и «Тулунская-12».

В окрестностях Тулуна сформировался второй по величине углепромышленный район Приангарья (до этого угледобывающая промышленность была сосредоточена только в Черемхово). Начали работать Азейский и Тулунский разрезы, позднее был введен в строй крупнейший в регионе Мугунский разрез. Миллионы тонн тулунского угля ежегодно отправлялись на энергопромышленные и коммунальные предприятия Иркутской области и за её пределы.

Тулун
Тулун

Тулу́нгород1927) в Иркутской области России, административный центр Тулунского района.

Вместе с прилегающими территориями образует муниципальное образование город Тулун со статусом городского округа.

Население — 41 671 чел. (2017).

Нижнеудинск

Нижнеудинск
Нижнеудинск

Нижнеу́динск — город в Иркутской области, административный центр Нижнеудинского района. Образует Нижнеудинское муниципальное образование.

Город расположен на реке Уде — правом притоке реки Тасеевой (бассейн Ангары), в 506 км к северо-западу от Иркутска. Назван Нижнеудинском для отличия от образованного в устье реки Уды в Республике Бурятии города Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ).

Площадь города составляет 7,5 тыс. га. В 18 км от Нижнеудинска, ниже по течению р. Уды находится Уковский водопад (высота — 20 м). В 75 км вверх по Уде, к югу от города, на высоте около 460 м над уровнем реки расположены Нижнеудинские пещеры.

В Нижнеудинском районе, в 209 км от райцентра находится Тофалария, область проживания тофаларов (тофы), одной из самых малочисленных народностей России

История

Продвигаясь в Присаянье, русские встретили здесь серьёзное сопротивление со стороны удинских бурят, объединенных под властью князца Ойлана. И только после того, как большой отряд казаков под руководством атаманов М.Кольцова и Е.Тюменцева в августе 1645 г. разгромил основные силы бурят, эти земли стали заселяться и осваиваться русскими землепроходцами. В 1647 году Ойлан признал русское господство и бил челом о постройке в его землях острога «для оберегания их, братских людей, от иных немирных земель, от войн и для ясачного сбору». На следующий год вверх по Уде был отправлен атаман Е.Тюменцев с отрядом казаков, который и заложил 14 октября 1648 году в день Покрова Пресвятой Богородицы на высоком правом берегу Уды «государево зимовье».

14 октября 1648 года под руководством атамана Елисея Тюменцева по просьбе князя удинских бурят Ойланко (Иланко) красноярскими казаками было заложено зимовье Покровский городок на правом берегу реки Уды.

В 1664 году Удинскому поселению было пожаловано звание острога и он становится не только укреплением, но и центром торговли и земледелия. Немного позднее он был переименован в Нижнеудинский, в отличие от основанного в Забайкалье Верхнеудинского острога.

С середины ХVIII века начинается медленное перерастание острожного поселения в малый город. Связано это было, прежде всего, с прокладкой Московского тракта, прошедшего через Нижнеудинские земли. Начинается его заселение, растёт количество сёл и крестьянского населения. В Нижнеудинске учреждается почтовая станция и постоялый двор.

Летом 1666 был захвачен и разграблен беком енисейских кыргызов Иренеком.

В 1783 году получил статус уездного города, в котором существовала ямщицкая слобода (28 домов) и проживало 84 человека мещанского сословия, не считая крестьян. В 1780 году был утверждён герб города.

С конца XVIII века сам город почти не растёт. В 1880-х годах здесь проживало около 140 жителей, а в 30-х годы XIX века — 380 человек. Местное мещанское общество было в самом жалком состоянии и постоянно жаловалось на свою бедность и невозможность нести государственные повинности. Зато гораздо оживлённее было на левом берегу Уды. Не случайно, именно в слободе был заложен каменный Воскресенский собор, построенный в одной связи с колокольней. Возводили его в 1780—1783 годах енисейские мещане С.Злыгостев и А.Фунтасов. Собор был ссвещён в 1785 году.

В 1789 году наряду с другими городами Сибири Нижнеудинск получает генеральный план, на котором была отмечена существующая застройка и показано перспективное развитие города. По плану хорошо видно, что поселение состояло как бы из двух частей — самого города с комплексом государственных и казённых построек, острогом, церковью и Подгородной слободы на противоположном берегу.

В 1822 году Нижнеудинск был причислен к разряду маломощных городов, но через два десятилетия в его судьбе происходят заметные изменения. Наиболее наглядно это проявлялось в динамике численности городского населения. Если в 1823 году числилось 412 душ мужского пола, в 1835 году — 801, то к 1860-м годам числилось уже более 4,5 тыс. душ.

Открытие в 30-х годах XIX века Бирюсинских золотых приисков способствовало оживлению торговли и промысловой деятельности, росту городского населения. В эти годы город становится резиденцией саянских золотоискателей. В 1830 г. был построен шестилавочный гостиный двор с кладовыми для товаров, но торговля велась главным образом в купеческих торговых лавках. На экономическую жизнь города влияло то, что через него проходил Московский тракт. Кроме того, от Нижнеудинска шёл зимний путь на Лену.

Очередной толчок в развитии города происходит в конце XIX века, когда мимо него прошла Транссибирская железнодорожная магистраль. Резко возросла численность населения, и в начале ХХ века она составила 6 тыс. человек, а к 1917 году — почти 9 тыс. С 1897 года в Нижнеудинске началось строительство железнодорожной станции и паровозного депо. Быстро растёт число железнодорожных рабочих. Уже в 1900 году в депо и на дистанции работало около 1,3 тыс. человек. С проведением железной дороги стал быстро заселяться и Нижнеудинский уезд, появляются десятки новых сёл и лесоучастков.

Во время Первой мировой войны в Нижнеудинске был создан лагерь для военнопленных. Зимой 1915—1916 годов в лагере содержалось 2200 военнопленных, в результате чего город стал одним из центров восстания бело-чехов в Сибири. Именно в Нижнеудинске под давлением бело-чехов Верховный правитель России Александр Колчак отрекся от своего звания, после чего чехословацкие войска сопроводили его в Иркутск, добившись таким образом пропуска для себя на Дальний Восток (см. Белочешский мятеж).

С 1930-х годов город начинает развиваться и как промышленный центр. В 1932 году появилось предприятие, положившее начало современной слюдяной фабрике, в 1939 году — кондитерская фабрика, затем были построены ремонтно-механические мастерские, кирпичный завод, мясокомбинат, реконструировались пивоваренный завод и мебельная фабрика.

1 февраля 1963 года Нижнеудинск отнесён к категории городов областного подчинения.

В связи с массовой застройкой в 1970-80-х годах значительно изменилось лицо города. Снесена практически вся историческая застройка Подгородной слободы, кроме самой ранней, островной. На месте старых строений разместились современные кварталы жилых многоэтажных зданий. При строительстве нового моста через Уду сильно пострадала застройка исторического центра города. К историко-заповедным местам относят застройку на острове между р. Удой и протокой Застрянкой, отдельные кварталы по ул. Сбитнева, Ленина, Тургенева.

Современный Нижнеудинск занимает площадь более 7 тыс. га. В городе расположено свыше 70 предприятий и организаций. Население города за послевоенный период удвоилось и превысило 40 тыс. человек.

Возглавляет администрацию глава, выбираемый всеобщим голосованием

Информация из Википедии.