В 1975 году вышел на экраны фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Фильм крутят перед каждым Новым годом, внедряя в психику людей отражённые в нём алгоритмы поведения и стереотипы. Что несёт этот киношедевр людям, и такая ли уж это лёгкая комедия?
Ирония судьбы
Людям свойственно упрощать взаимодействие с окружающим миром. Это объясняется принципом рациональности и функциональности. Вместо того, чтобы каждый раз придумывать новые способы реагирования на то или иное явление, проще воспользоваться готовой моделью — традицией, ритуалом. Таким образом, алгоритмы поведения формируются в процессе обучения и воспитания, а также наблюдения за окружающими и их поведением.
Мы извлечём пользу из фильма, если научимся различать вирусы с зомбирующей функцией. Умышленные искажения несут в себе программы на деградацию, разрушение зрелых отношений и семейных ценностей. Популярность таких заказных фильмов во многом обеспечивается присутствием в них общих проблем для многих людей.
Новогодняя сказка
«Ирония судьбы, или C лёгким паром!» для множества людей является частью новогоднего ритуала, связывающего различные поколения. На уровне восприятия — это безобидное, на первый взгляд, символическое«чтиво» не подвергается серьёзному анализу. В сказке воспроизводятся стадии новогоднего обряда, выраженного в функциях украшения ёлки, приготовления к празднику, встрече гостей, проводов старого года. «Вещь в себе» воспринимается как готовый повторяющийся эмоциональный шаблон, предназначенный для управления толпой.
Рождественское чудо
Тема фильма по замыслу Э.Рязанова — рождение уникального из стандартного и унифицированного. Через эпиграф, данный титрами на фоне многоэтажных домов и метели, автор связывает сюжет с традицией святочных рассказов: нетипичная история, которая могла произойти исключительно в новогоднюю ночь. Основная философская идея рождественского жанра в том, что в это время неожиданно и чудесным образом разрешаются безвыходные ситуации...
Символ конца и начала
Баня - это священное место русских предков и всего рода. Банные родильные обряды обеспечивали младенца жизненной силой и здоровьем. Во время родов очень важно обеспечить роженицу тремя условиями - тепло, тихо, темно. В роддоме, во время прибытия своих дочерей, я защищал их от непрофессионализма и пытался обеспечить наличие трёх «Т».«Банное» счастье программировало новорождённому достойную судьбу и жизнь, закладывая в него желательные черты характера.
В русском фольклоре баня считалась мистическим местом, границей между «своим» и «чужим» миром. Чистота очищала душу и тело, а под нечистью подразумевались обитавшие в ней домовые и банные. На Руси говорили, что после бани люди заново рождаются.
По замыслу Эльдара Рязанова сцена в бане являлась точкой, с которой начинался переход Евгения в другой, взрослый мир. В бане должно происходить укрепление организма, а не деградация личности. Посредством употребления алкоголя эта трансформация становится сатанинской...
Режиссёр усиливает антиволшебный эффект, целенаправленно заставляя пьяную компанию издеваться над традициями предков - очищения в бане от скверны перед новым делом. Жене следовало бы поделиться с друзьями по поводу ожидаемой его в новогоднюю ночь напасти. А они, открыв ему глаза на сговор лукавой матери и невестки, предложили бы другие варианты событий.
Разделение на «своих» и «чужих»
Поход Жени в баню не вызывает вопросов у Нади. Зато он становится камнем преткновения сразу для двух, зеркально отражающих друг друга, персонажей - Гали и Ипполита. Евгений, превознося себя, не объясняет Ипполиту сути их ритуала, хотя объясняет его Наде, посвящая её таким образом в таинство и отделяя от Ипполита. В качестве симметричной опоры в сюжете, сразу за диалогом Жени и Ипполита, следует телефонный разговор Нади и Гали.
Галя: Скажите, а как он попал к вам в квартиру?
Надя: Вчера Женя пошёл в баню…
Галя: Девушка, в какую баню? У него в квартире есть ванная!
Для Ипполита и Гали праздник есть место подтверждения нормативной социальности, для Нади и Жени — возможность волшебного перехода. И Галя, и Ипполит не верят в то, что всё произошедшее — результат случайного стечения обстоятельств.
Ипполит в отчаянии предпринимает попытку проникнуть в «зазеркальный» мир возлюбленной и конкурента. Вначале он напивается, затем пытается в качестве суррогата бани принять душ в одежде, но всё безуспешно - Надя уже в руках Евгения. «Господи, как скучно мы живём! В нас пропал дух авантюризма, мы перестали лазить в окна к любимым женщинам, мы перестали делать большие, хорошие глупости. Какая гадость… какая гадость эта ваша заливная рыба!»
Пьяной выходкой и романтическими рассуждениями герой символически повторяет ритуал своего антагониста. Если бы это говорил трезвый человек, то сила бессознательного воздействия была бы иной. Эти слова стали бы посланием людям о том, что нужно выходить за рамки обыденного и привычного. Развитие всегда происходит вне зоны, которую по ошибке называют комфортной. Но это говорил пьяный, пропагандирующий следование принятым в обществе рамкам поведения и обывательским алгоритмам покорности.
Продолжение следует...
Валерий Мыздриков.
СМОТРИ ТАКЖЕ: Ирония судьбы, или С лёгким паром! - 1 часть