В 2012 году о следующем поколении консолей мы не знали практически ничего, лишь слухи витали на просторах Интернета. Теперь же Sony и Microsoft изменили свой подход к анонсам новых платформ — о PlayStation 5 начали рассказывать за полтора года до её выхода, а дизайн новой Xbox показали на мероприятии The Game Awards. Обе консоли поступят в продажу в конце 2020-го — мы ещё не один раз услышим о них во время выставок, но уже сейчас известны некоторые подробности.
Геймпад, судя по всему, не будет внешне отличаться от DualShock 4, зато обзаведётся интересными функциями. Благодаря адаптивным куркам удастся почувствовать разницу при стрельбе из разных видов оружия, тактильная отдача окажется усовершенствованной версией стандартных вибромоторов, плюс обещают улучшенный динамик и повышенную ёмкость батареи.
Новое поколение, новые люди
Перед стартом нового поколения консолей внутри Sony прошли перестановки. В июне компанию покинул Кадзуо Хираи (Kazuo Hirai), бывший генеральный директор компании, передавший бразды правления другому человеку. Среди геймеров о нём слышали многие — благодаря фейковому аккаунту в «Твиттере», в котором регулярно публиковались связанные с PlayStation остроумные шутки. Однако и его автор решил приостановить свою деятельность.
В начале октября председатель Sony Worldwide Studios Шон Лэйден (Shawn Layden) ушёл с должности. То ли это его решение, то ли он был уволен — никто так ничего и не объяснил. Через месяц Sony покинул Джио Корси (Gio Corsi), человек, долгое время пытавшийся поддерживать PlayStation Vita.
Крупные издатели тоже ошибаются
Каждый год крупные издатели выпускают игры, которые получают в прессе низкие оценки и становятся объектами для насмешек аудитории. Но за последние двенадцать месяцев их было особенно много. Больше всех не повезло Ubisoft. В феврале компания выпустила Far Cry: New Dawn, в которой неудачно попыталась превратить серию шутеров в RPG. Потом была The Division 2 — хорошая игра, оказавшаяся коммерческим провалом. А осенью нас ожидала Tom Clancy's Ghost Recon Breakpoint, которая больше напомнила The Division 3, а не новую игру о «Призраках».
У Bethesda тоже был не лучший год. Кооперативный шутер Wolfenstein: Youngblood встретили прохладно, в том числе из-за вездесущих RPG-элементов, которые не лучшим образом вписались в серию. Ещё издательство выпустило Rage 2, о чём все забыли практически сразу. Даже весёлая стрельба не смогла скрыть множество недостатков игры, в том числе смехотворно короткую сюжетную кампанию и однообразный открытый мир. Стоит ли напоминать о платной подписке для Fallout 76 всего за 8 599 рублей в год?
Одно расставание и много покупок
Этот год почти сразу же начался с громкого события — 10 января Bungie сообщила о расставании с Activision. Говорят, у этих компаний в последнее время были напряжённые отношения, да и Destiny выглядела как серия, издатель и разработчики которой пытаются вести её в разных направлениях и не могут прийти к единому решению. Теперь же Bungie не просто независимая студия, но и хозяйка прав на Destiny. Вдобавок коллектив получил от китайского онлайн-гиганта NetEase $100 млн на создание совершенно нового проекта.
Больше подобных расставаний в этом году не было, зато не обошлось без приобретений. THQ Nordic прекратила скупать всякую мелочь и приобрела Warhorse Studios (Kingdom Come: Deliverance), Piranha Bytes («Готика») да Tarsier Studios (Little Nightmares). В Epic Games же решили потратить деньги не на очередной эксклюзив, а на целую студию Psyonix — создателей Rocket League. До конца года игра должна выйти в Epic Games Store, после чего, возможно, покинет Steam — на вопросы об этом обе стороны отвечают уклончиво.
Облачное будущее
В марте был анонсирован облачный сервис Google Stadia. Его показ состоялся на конференции GDC, тысячи людей смотрели прямую трансляцию, но чем-то удивить аудиторию Google не смогла. Здорово, что консольные игры благодаря Stadia доступны хоть на ноутбуке, хоть на смартфоне, поддерживают разрешение до 4K, HDR, 60 кадров/с и прочие навороты — но всё это лишь обещания маркетологов, в которые современному потребителю верится уже не так охотно.
В результате Stadia действительно оказалась пшиком. Некоторые игры воспроизводятся даже хуже, чем на Xbox One X, а стартовая линейка платформы была удручающе мелкой — всего 22 проекта, включая игры серии Tomb Raider не первой свежести. Громких эксклюзивов тоже не замечено, разве что хоррор-приключение Gylt от авторов RiME, однако вряд ли ради него стоит обращать внимание на сервис. Возможно, в следующем году Google превратит Stadia в достойную платформу, но пока она выглядит не очень интересно.
Король ушёл, но Nintendo на коне
В феврале свой пост покинул президент Nintendo of America Реджинальд Фис-Эме (Reginald Fils-Aime), более известный как просто Реджи. В компанию он попал в 2003 году, став новым исполнительным вице-президентом по продажам и маркетингу в эпоху, когда Nintendo с её GameCube сильно проигрывала консольную войну из-за оглушительных успехов PlayStation 2. Его первое выступление на E3 2004 оказалось настолько ярким, что Реджи запомнился аудитории, стал её любимчиком и спустя два с половиной года пошёл на повышение.
Реджи всегда казался открытым и простым человеком, несмотря на высокую должность. Он обходился без маркетинговых лозунгов, не увиливал от ответов в интервью и был искренним как с прессой, так и с игроками. Трудно вспомнить таких же публичных личностей, связанных с игровой индустрией, которые были бы столь же уважаемы. Всё потому, что человек любил свою работу, и его речь на последней The Game Awards, ставшая одним из лучших эпизодов мероприятия, — тому подтверждение.
Лутбоксы — прошлый век
Тема лутбоксов до сих пор остаётся актуальной, хоть издатели и стараются всё реже добавлять их в свои игры. Главное событие в этой области случилось в августе, когда американская Ассоциация развлекательного программного обеспечения (ESA) сообщила о новых правилах продажи лутбоксов на консолях Sony, Microsoft и Nintendo. До конца 2020 года на этих платформах начнут указывать шансы получения тех или иных предметов во всех играх, чтобы у покупателей было более чёткое представление о том, за что они платят деньги.
На этом, судя по всему, история с лутбоксами пока закончена. Хотя некоторые американские политики пытаются поднимать эту тему, дальше разговоров дело не заходит. К примеру, в мае сенатор Джош Хоули (Josh Hawley) предложил законопроект, запрещающий лутбоксы в играх с рейтингом ниже 18+, — под это правило подпали бы как минимум Overwatch и FIFA. Однако с тех пор о законопроекте ничего не было слышно.
Мобильные игры — это здорово
Словосочетание «мобильная игра» у многих ассоциируется с какой-то дурацкой «казуалкой», на которую «настоящие геймеры» никогда не станут тратить время. Микротранзакции, иссякающие запасы энергии, три или четыре типа валюты, за каждый из которых надо платить отдельно, — хотя у любителей традиционных консольных и компьютерных развлечений всё это вызывает нервный тик, мобильная индустрия приносит миллионы и миллиарды долларов ежегодно.
На помощь пришла Apple, запустившая подписной сервис Arcade. Его суть проста — пользователь оформляет подписку и получает доступ ко множеству игр, лишённых микротранзакций и прочих неприятных элементов. По сути, это обычные инди-игры, многие из которых можно приобрести и на других платформах. Но среди них есть и эксклюзивы — какие-то были временными, другие до сих пор больше нигде не выходили.
Дожили до новой Half-Life
Мы часто шутили, что Half-Life 3 (на третий эпизод сиквела уже никто не надеется) увидят лишь наши внуки. Однако Valve решила вспомнить о своей знаменитой серии шутеров пораньше. Правда, делает она не третью часть, да и доступна новинка будет лишь обладателям VR-шлемов, но всё же — Half-Life: Alyx была анонсирована и выйдет уже через пару месяцев, в марте 2020 года.
Как говорят разработчики, это самый амбициозный и масштабный проект за всю историю Valve. В его создании принимает участие очень много людей, в том числе те, кто приложил руку аж к первой Half-Life. Даже коллектив Campo Santo, который после Firewatch начал заниматься новой игрой и был куплен Valve, забросил свой следующий проект и посвящает время Alyx. С одной стороны, жаль, что так получилось и In the Valley of Gods мы вряд ли скоро увидим, но с другой — кто бы отказался работать над новой Half-Life?
Эпические эксклюзивы
В декабре прошлого года для Epic Games Store были анонсированы первые эксклюзивы, и в основном ими стали инди-игры, которые пару недель назад наконец-то добрались до Steam. Как оказалось, на будущее у «эпиков» были куда более грандиозные планы. В январе компания объявила о партнёрстве с Ubisoft, из-за которого The Division 2 и другие новинки на год испарились из Steam. Потом эксклюзивом оказалась Metro: Exodus — за пару недель до релиза предзаказы в Steam прекратили принимать, зато тем, кто уже оформил их, позволили загрузить игру на платформе Valve.
Но если это всё ещё можно как-то оправдать, то последующие действия Epic и издателей оставили ещё более неприятный осадок — эксклюзивами стали игры, на разработку которых собирали деньги на Kickstarter. Среди них, к примеру, Phoenix Point от создателя оригинальной X-COM и долгожданная Shenmue III. Скандалы, запросы на возврат средств, гневные комментарии — всё как обычно, хотя создатели этих игр делали вид, что не предвидели такую реакцию сообщества.
Винни-Пух и все-все-все
Последние полгода в Гонконге проходят массовые протесты. Митингующие выступают против пропекинской администрации. В частности, они были недовольны законом, по которому разрешалась экстрадиция подозреваемых в совершении преступлений гонконгцев в Китай. Хотя закон был со временем пересмотрен и отменён, жители Гонконга не хотят допустить большого влияния Пекина на жизнь в их городе.
Столь масштабный скандал не мог не затронуть развлекательную индустрию. С одной стороны, среди работающих за пределами Азии людей полно тех, кто поддерживает гонконгцев. Но с другой — бизнес есть бизнес, и открыто принимать сторону митингующих — значит неуважительно относиться к правительству Китая, за что с такого прибыльного рынка могут и выгнать.
Blizzard второй вариант не устраивал, и она наказала гонконгского игрока под псевдонимом Blitzchung, когда тот в финале турнира по Hearthstone произнёс фразу: «Свободу Гонконгу, революция нашего времени!» Его не просто лишили заработанных наград, но и отстранили от участия в турнирах на год, заодно уволив бравших у него интервью комментаторов. Наказание, особенно для первого нарушения, слишком суровое, и после бурного негодования аудитории его смягчили. Но осадочек остался, и извинение президента компании на BlizzCon показалось многим не слишком убедительным.
Эксклюзивные… стримеры?
За стримами видеоигр мы в основном идём на Twitch, и некоторым компаниям такая монополия не нравится. Поэтому они пошли по пути Epic Games Store и решили переманивать к себе стримеров деньгами. На платформу Mixer, которой владеет Microsoft, ушли Ninja и Shroud — одни из крупнейших представителей этой профессии в индустрии.
Twitch, в свою очередь, заключила новые контракты с DrLupo, Lirik и TimTheTatman. Другие корпорации тоже решили закупиться — на Facebook Gaming перешёл DisguisedToast, известный игрок в Hearthstone, а на YouTube Gaming теперь транслирует CouRage.
Шахматы снова в моде
Раньше большой популярностью пользовались коллекционные карточные игры, потом одна за другой выходили королевские битвы, а в 2019 году появились автобатлеры — этакие шахматы, в которых фигуры сражаются автоматически.
Началось всё через несколько дней после наступления нового года — 4 января вышла модификация для Dota 2, в которой восемь участников играли в модифицированную версию шахмат. Геймеры создавали свои войска, сражались с крипами и другими пользователями, тратили заработанное золото на улучшения и пытались выйти победителями из довольно долгих сражений.