Найти тему
Анатолий Жарков

Из воспоминаний ветерана: «После ада Сталинградской битвы мне даже Ленинградский фронт казался относительно спокойным…»

Пулемётчик Иван Морозов
Пулемётчик Иван Морозов

На фронт 19-летний алтайский паренёк Иван Морозов отправился едва ли не в самый тяжкий для нашей Родины час испытаний - в мае 1942 года. Обстановка оставалась крайне серьёзной: на севере насмерть стоял осаждённый Ленинград, тяжёлые бои шли в районе Ржева и Харькова, в Крыму, истекая кровью, сражался и умирал несгибаемый Севастополь…

Свою службу недавний колхозник начал с учебного полка в окрестностях Наро-Фоминска, где формировалась 233-я стрелковая дивизия, а уже в августе его отдельный пулемётный батальон в составе 572-го стрелкового полка был переброшен под Сталинград. Своё первое боевое крещение пулемётчик Иван Морозов принял 29 августа в районе станции Котлубань.

- Тогда наш батальон понёс большие потери - горели и земля, и небо, - вспоминал Иван Андреевич. – За три дня ожесточённых боёв из двухсот восемнадцати бойцов в живых нас осталось только трое, потом пришло пополнение - нас сменили и отвели в оборону к хутору Кузьмичи. После двух месяцев непрерывных боёв мы маршем выдвинулись в Вертящую балку, что недалеко от Дона. 19 ноября наши войска перешли в наступление, а ещё через 4 дня немцы оказались в плотно замкнутом кольце. Контратаки следовали одна за другой, но, как ни пытались гитлеровцы вырваться из окружения, наш солдат стойко стоял в обороне и на корню пресёк все их попытки…

На предложение капитулировать командование окружённой группировки не реагировало, и когда фашисты расстреляли посланных к ним советских парламентёров, было принято решение приступить к её ликвидации, поручив это дело войскам Донского фронта. Операция началась 10 января 1943 года, и рота, в которой воевал рядовой Морозов, ринулась в бой. И опять судьба уберегла отважного пулемётчика – из ста человек их в живых осталось только двое…

После пополнения последовал 80-километровый марш-бросок до Сталинграда, который батальон с боями преодолел за 22 дня. Утром 2 февраля они услышали последнюю канонаду артиллерии – операция по ликвидации группировки врага успешно завершилась. В этот же день на Сталинградском тракторном заводе состоялся митинг, посвящённый сокрушительной победе наших войск в решающей битве на Волге…

Далее, с мая 1943 года – Ленинградский фронт, служба в 58-й гаубичной бригаде 18-й артдивизии. Восемь месяцев держали оборону города на Пулковских высотах, а 27 января 1944 года в районе Красногорска прорвали оборону противника, и блокада Ленинграда была полностью снята. Потом были бои за Нарву, за освобождение Эстонии, Польши, а 2 мая 1945 года старший сержант Морозов вошёл в Берлин, где и встретил долгожданную победу!

- До сих пор удивляюсь, как я выжил в той мясорубке, - слова ветерана при воспоминании о Сталинграде наполнены горечью. - Отделался контузией, которая, правда, аукнулась спустя годы - оглох на левое ухо и ослеп на правый глаз. После ада Сталинградской битвы мне даже Ленинградский фронт казался относительно спокойным…

…Давно уже нет в живых этого отважного воина и просто замечательного человека, но память о нём остаётся нетленной. Как и память о миллионах других таких же советских солдат, грудью вставших в лихую годину на защиту своей Родины, но многим из которых так и не довелось ощутить сладкого вкуса Великой Победы!

Анатолий Жарков

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал