Первое, что всегда всплывает при упоминании одеколона "Рижанин" - особое отношение к нему товарища Брежнева. Это не народная легенда, факт любви генсека к "Рижанину" подтверждает директор Дзинтарса И. Герчиков. И хотя густые брови сейчас в моде, мне бы хотелось отделить этот совершенно замечательный аромат от образа коммунистического партийного бонзы.
Мое восхищение "Рижанином" никак не связано с ностальгией по времени, когда деревья были выше: это не запах моего детства, и я абсолютно уверена, что не была с ним знакома вплоть до нынешнего момента. Причина восхищения - в мастерстве дзинтаровских парфюмеров.
Если бы мне пришлось выбирать из винтажного ассортимента "Дзинтарса" самую характерную вещь, наилучшим образом отражающую фирменный стиль этой фабрики, то я бы , конечно, не смогла бы ограничиться одним ароматом. Зато двумя - смогла бы, и это были бы одеколон "Рижанин" и духи "Рижанка".
Оба они - произведение середины 1960-х, и хотя парфюмерная мода достаточно сильно изменилась уже в следующей декаде, в этой паре было заложено все, чтобы оставаться актуальной несколько десятилетий подряд. Пусть не в авангарде, но и далеко не в хвосте: в 1970-х они оба перешли в разряд всегда уместной классики. Более того, в пирамидах этих двоих был доведен до совершенства "фирменный" баланс ключевых нот, который регулярно использовался потом в новых ароматах и делал новинки узнаваемо дзинтаровскими при всей их яркой индивидуальности.
В "Рижанине" и "Рижанке" можно найти вообще все, что встречалось в парфюмерии Дзинтарс как до них, так и после. Если "Рижанка" собрала в себе все льдистые, прохладные, цветочные ноты, то "Рижанин" - это весь дзинтаровский теплый (но не сладкий!) восток и все яркие шипры. Вслушиваясь в раскрытие "Рижанина", в нем в разные моменты можно узнать"Виноград", "Агат", "Осень", "Желудь", "Старую Ригу", "Прометея", "Викинга", "Минуэт", "Чардаш", "Интригу", "Корт"...
Специалисты Дзинтарс дают такую расшифровку пирамиды "Рижанина":
начальные ноты - апельсин, бергамот, флер де оранж, петигрейн;
ноты сердца - сантал, ветивер, лаванда, гвоздика, пачули;
базовые ноты - мускус, дубовый мох, амбра.
Это очень плотный, спокойный аромат. Хотя многие отзываются о нем как о подчеркнуто мужественном, он все-таки далек от брутальности. Он подошел бы и женщинам, любящим в парфюмерии сдержанный специево-теплый восток - но при этом язык не повернется применить к "Рижанину" определение "унисекс".
У "Рижанина" очень бархатное начало, чуть сладковатое, древесно-коньячное, с оттенками вяленых фруктов. В середине - кожа тонкой выделки, сигарный табак, мускус. И мягкая, мшистая, дымная база, напоминающая о Mitsouko.
"Рижанин" выпускался только в одной разновидности флакона - циллиндрической формы с рельефными бороздами и прозрачной крышкой-шайбой того же диаметра, что и флакон. Только у более ранних выпусков шайба была насажена на гладкий завинчивающийся колпачок, а у более поздних - на рифленый, отчего у крышки словно бы проступали полоски. Объем у этого флакона был более чем щедрым - 148 мл.
(C) Виктория Власова