Весной 2019-го во Франкфурте проходила фотовыставка «Мы всегда будем молодыми». Эта совместная выставка представила работы двенадцати молодых фотографов из стран Юго-Восточной Азии (Индонезии, Камбоджи, Малайзии, Бирмы, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама). Выставка ознакомила европейского зрителя со стремлениями и чаяниями, образом жизни и проблемами молодых людей стран Востока, «третьего мира». Выставка оказалась совсем небольшая, она разместилась всего в нескольких небольших залах одного этажа. И в одном, самом большом из них, проходила встреча с фотографами, что было конечно здорово для тех, кто хорошо знает английский язык, но из-за этого нельзя было рассмотреть все работы. Вот что мне удалось узнать после обзора экспозиции и изучения информации о фотографиях.
Вся экспозиция представляла собой мозаику из самых различных историй. Серия фотографий каждого автора посвящена одной маленькой теме. Каждая история имеет собственный заголовок. Для каждой истории был выбран свой стиль и своя цветовая гамма, от небесно-голубых светлых тонов («Это то, что есть любовь») до очень темных и мрачных («Закоулки памяти»). У каждого фотографа свой стиль и своя история. На первый взгляд, трудно назвать, что объединяет все эти истории. Наверное то, что все они о молодежи. И герои всех портретов и зарисовок задумчивые и серьезные, немного печальные, улыбающихся лиц мало.
Работы молодой фото художницы из Малайзии Элвин Лау (Alvin Lau) «Это то, что есть любовь» (“Is This What Love Is”) посвящены новым тенденциям в любви и взаимоотношении людей в современном мире. Это отношения на расстоянии, больше умозрительные, чем реальные, зачастую – просто игра воображения. Поэтому большое место на всех фотографиях занимает «умозрительный» и философский небесно-голубой фон. Некоторые работы производят просто шокирующее впечатление, как, например, сердце, зажатое в руке, в центре композиции на пересечении всех композиционных линий, что создает ощущение психологической надломленности и обостренности чувств. На первый взгляд, связь с темой любви угадывается едва заметно. Отчетливее видна тема одиночества – обратная сторона любви. Интересно, что портреты показывают образ человека не полностью, а только его часть, оставляя свободу воображению.
Серия работ «Не все еще потеряно» («All is not lost») Амриты Чандрадас (Amrita Chandradas) из Сингапура еще более неожиданная. Посетителей не оставила равнодушными история о молодой красивой девушке, страдающей редким видом облысения, которая борется с болезнью и остается динамичной, темпераментной, уверенной в себе и красивой, несмотря ни на что! Именно портрет этой девушки стал визитной карточкой проекта. Историю дополнили другие фотоснимки на тему волос как стереотипа женственности и идентичности. Что происходит, если этот стереотип потерян и нет шикарных длинных волос, развивающихся на ветру? Ответ на этот вопрос, думается, оптимистичен. Жить дальше. Ведь жизнь намного разнообразнее и ярче всех стереотипов!
Отдельное место в проекте занял фото очерк Мухаммада Фадли (Muhammad Fadli) «Воины Веспа» из Индонезии. Веспа – это больше, чем байкерский клуб. Это образ и стиль жизни. Экстремалы-байкеры из Веспа создают своими руками невообразимые мотороллеры, украшенные необычными материалами (черепами буйволов, макетами пушек, ветками или целыми деревьями, старыми шинами и т.п.) и разъезжают на них по всей стране. Фантазия этих молодых людей не имеет границ. Автор поставил своей задачей ознакомить зрителей с этим уникальным обществом и его образом жизни, этим особым миром, пестрящим непривычными для европейского зрителя красками.
Отдельное место занимают урбанистические пейзажи и зарисовки молодого камбоджийского фотографа Канела Кхиева (Kanel Khiev) «Перед тем, как уйти» (Before The Raze). Его серия работ посвящена жителям старого исторического здания, 1963 года, известного среди местных жителей как «Белый дом». Это попытка передать и запечатлеть уникальную атмосферу этого дома, который в скором времени должен исчезнуть, так как подлежит сносу. Этот дом на протяжении многих лет давал жилье многим малообеспеченным учителям, работникам искусства и госслужащим. Посторонним наблюдателям бросается в глаза темная, мрачная сторона дома, зрелище неимоверной бедности и разрухи. Но автор увидел и почувствовал и другую сторону, теплую атмосферу дружбы и доверия, гармонию дома, которую он и передает зрителю посредством своих зарисовок. Не постановочные, выхваченные из потока времени моменты жизни передают эту атмосферу и отражают образ жизни молодых жителей этого дома.
«Сыновья земли» (“Sons of the Soil”), яркая серия работ Эллиотта Куна (Elliott Koon) из Малайзии, производит незабываемое впечатление. Это история о жизни маленького сообщества коренных жителей Малайзии вдали от города и в окружении природы, их образе жизни и проблемах. Это изображения, насыщенные красками жизни. Никого не оставит равнодушным рассказ о смелых молодых людях, отчаянно верящих в то, что им удастся добиться перемен и вернуть себе тот мир, который им по праву принадлежит и был отобран. Несмотря на ужасающую бедность быта, запечатленную на этих фотографиях, все они пестрые и яркие, как лоскутное одеяло. Цвета яркие и насыщенные и настроение передается, несмотря ни на что, радостное и оптимистичное, в том числе, благодаря пейзажу, который гармонирует с простой жизнью поселения.
Очень выделилась своим подходом к построению композиции и проблематикой серия фотографий Ватсамона Три-ясакды (Watsamon Tri-yasakda) «7465». Его история о борьбе за сохранение личностной индивидуальности в Таиланде, в обществе, требующем от людей от детского сада до университета строгого и жесткого единообразия и стандартности во внешнем облике и не только в нем. Многие портреты показали молодых юношей и девушек в необычных ракурсах: со спины, до уровня глаз или это ничего не выражающие лица. Но на других фото – герои фотосессии все же вырываются за навязанные им рамки и, несмотря на однотипную внешность, находят выход для своей индивидуальности.
Все истории очень разнообразны. Были и истории о молодых гомосексуалистах Сингапура Ли Чанг Минга (Lee Chang Ming), о людях с психическими отклонениями в Индонезии Двай Асрул Фаяр (Dwi Asrul Fajar), фотоколлаж о вьетнамской молодежи, ищущей запретных ночных развлечений в фотоочерке «За закрытыми дверями» Линха Пхама (Linh Pham) и некоторые другие. На злобу дня были выставлены самые различные социальные, философские и психологические проблемы. Все фотоочерки несут ощутимую социальную нагрузку, отражают какую-либо наболевшую проблему.
Экспозиция произвела на меня неоднозначное и неожиданное, даже немного тяжелое впечатление. Хотя многое осталось за кадром, недосказанным и непонятым, мне думается, что молодой и злободневный Восток хотел привлечь к себе внимание развитых Западных стран и сказать примерно следующее:
«Мы такие особенные!» «Помогите сохранить нашу культуру!»
«Помогите нам!» «Спасите нас от нищеты!»
«Спасите нас от нас самих!» или просто «SOS»!
Если вам понравилась статья, поставьте лайк!