26-е декабря - значимый день для российского кинематографа. Именно в него в кинотеатрах началась традиционная новогодняя битва. В этот день не состоялось премьеры ни одного крупного западного фильма, зато вышло сразу несколько отечественных премьер - историческая драма "Союз спасения", комедия "Холоп" и очередная часть о приключениях Ивана-царевича и верного ему Волка.
Накануне премьер внимание общественности по большей части было приковано к "Союзу спасения". Все же из тройки новинок именно он обладал самым большим бюджетом и амбициями. Критики отмечали, что фильм, несмотря на свой не очень-то праздничный характер, имеет весьма высокий кассовый потенциал и должен возглавлять российский бокс-офис хотя бы до премьеры "Вторжения".
Но на деле все получилось иначе. Быть может, рано делать выводы после трех полных дней проката, но пока положение "Союза спасения" просто катастрофичное. Фильм смог собрать лишь 90 миллионов и практически лишился надежд на окупаемость. Для сравнения - куда менее претенциозный "Холоп" собрал уже 208 миллионов и уверенно возглавил прокат.
В этой статье мы попробуем разобраться, почему дебют "Союза спасения" закончился столь оглушительным провалом. Я вижу у этого несколько причин.
Несоответствие новогоднему настроению
Как по мне, это главная причина, которая могла бы даже считаться единственной. Не знаю, на что рассчитывали продюсеры, ставя тяжелую историческую драму о восстании декабристов в канун Нового года. Уверен, фильм прокатывался бы значительно лучше, если бы позиционировался, как летний или осенний блокбастер.
Ну а накануне главного праздника в году людям не хочется наблюдать за неудачливыми революционерами. Куда больше им хочется посмеяться. Отличное подтверждение тому - успех "Холопа", прекрасно выполняющего свою развлекательную функцию.
Конечно, кто-то может мне возразить, что "Движение вверх" и "Т-34" тоже не связаны с Новым годом, но выходили в канун праздника и становились хитами. Что ж, однажды эта схема должна была дать сбой. К тому же спортивная драма и "великое кино о великой войне" развлекают зрителей куда лучше серьезной и монотонной драмы о событиях XIX века.
Сильная конкуренция
Возможно, не будь у них альтернативы, зрители бы плюнули на новогоднее настроение и охотно пошли на "Союз спасения". Но в этом году отечественные киноделы разошлись не на шутку и представили сразу несколько крупных новинок.
"Иван-царевич и Серый Волк" - франшиза, которая давно обзавелась поклонниками. Конечно, у нее совершенно иная целевая аудитория, но потенциальные зрители "Союза спасения" скорее предпочтут сводить своих детей на мультфильм.
Люди, которые вполне могли бы пойти на драму о декабристах, как было отмечено выше, хотят развлекаться. Для них в кинотеатрах есть "Холоп", в котором задействованы одни из самых молодых и востребованных актеров - Милош Бикович и Саша Бортич.
Можно вспомнить пример "Движения вверх", который также провалил первую неделю, но затем собрал столько, что стал одним из кассовых фильмов в истории проката. Однако "декабристам" не стоит надеяться и на это. Уже 1-го января в кинотеатрах выйдет "Вторжение", которое окончательно отодвинет их на второй план.
Плохие отзывы
"Союз спасения" мог бы быть спасен, если бы первые зрители, все же пошедшие на него, усыпали интернет положительными рецензиями. Однако с этой составляющей у драмы дела тоже обстоят плачевно. Оценка на Кинопоиске в 6,4 и подавляющее большинство отрицательных рецензий явно не внушают доверия возможным зрителем.
При этом следует признать: никто не говорит, что фильм неприемлемо плох. Нет, большинство рецензентов называют его достаточно сносным для просмотра, отмечая, в первую очередь, визуальную составляющую. Однако в мире, где у зрителей есть альтернатива, данный "комплимент" звучит довольно сомнительно. Все же "сарафанное радио" играет огромную роль в 2019-м году, и отчасти именно оно обрекло "декабристов" на внезапный провал.
Историческая недостоверность
Даже будучи историком по образованию, я никогда не критиковал исторические фильмы или сериалы за то, что они не соответствуют действительности. Я умею разделять реальность и художественный вымысел и не вижу проблемы в их адекватном сочетании.
Однако также мне известно, что в нашем мире есть немало людей, для которых данный вопрос является больным. Почему-то они считают, что, если создатели взялись снимать историческое кино, они должны в полной мере отобразить на экране реальные события 1825 года. Авторы "Союза спасения", конечно, опирались на исторические источники и старались не противоречить им сверх меры. Однако какие-то противоречия с действительностью в фильме все же обнаружить можно, и для многих это стало весомой причиной отказаться от просмотра.
Выбор режиссера
Я бы не сказал, что Андрей Кравчук - слабейший режиссер в истории нашего кинематографа. Однако, остановившись на историческом женра, он успел изрядно подмочить свою репутацию. Если "Адмирала", рассказывающего историю Колчака, зрители еще приняли довольно радушно, то вот "Викинг" с Данилой Козловским в роли князя Олега обернулся полной творческой неудачей.
И после ужасного "Викинга" Первый канал доверил Кравчуку снимать еще одно масштабное историческое полотно... Зря, ох зря. В головах у зрителей еще слишком сильны воспоминания о том, насколько неудачным получился "Викинг". И этот негатив незамедлительно перенесся и на "Союз спасения".
Что ж, думаю пяти этих причин оказалось достаточно, чтобы зрители, которые изначально даже подумывали сходить на "Союз спасения", в итоге отказались от этой идеи. Не сходил на него пока что и я, отдав предпочтение "Холопу". Пожалеть об этом пока не довелось - комедия получилась просто отличной.
На "Союз спасения" я еще, возможно схожу, чтобы дать высокобюджетному проекту убедить меня в своем качестве. Однако произойдет это ближе к концу новогодних праздников. Для начала я все же посмотрю "Вторжение" - фильм, который видится мне главным блокбастером грядущего 2020-го года.