Перепост из моего Живого журнала, для этой площадки он тоже подойдет.
1. Представляю вам программу экскурсии «Красота московского метро. Глубокое погружение». Трехчасовое путешествие, которое вы вполне можете осуществить самостоятельно. Я же просто акцентирую внимание на некоторых особенно впечатляющих и важных вещах.
Итак, начнем мы сразу с самой красивой станции - «Комсомольской» Кольцевой линии (точка №1). Сразу говорю для не местных, что у нас в городе две и даже три(!) станции могут иметь одинаковое имя и различаться уточняющим префиксом, например «Киевская»-кольцевая или «Киевская» Филевской линии.
2. Стартуем отсюда не просто так. Ведь расположена она под Комсомольской площадью (где сразу три железнодорожных вокзала) и знакомство с Москвой для многих начинается именно здесь. Наверно впечатляет.
3. В глухом торце притаился маленький бюст Ленина и это лучшее место для начала. Потому как грандиозные людские толпы сюда не доходят (а пара «Комсомольских» самые людные станции нашей системы).
4. Апофеоз «Сталинского ампира», проект знаменитого архитектора Алексея Щусева (до ее открытия 30 января 1952 года он не дожил).
Помимо лепнины, барельефов, люстр и прочего богатства советую обратить внимание на потолок. Восемь мозаичных панно на историческую тему: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин/Пожарский, Суворов, Кутузов, солдаты у Рейхстага.
5. Это Суворов.
А вот два последних подвергались модернизации. Изначально художник Павел Корин разместил сюжеты «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени» с изображением Иосифа Сталина и некоторых других видных коммунистических деятелей. В 1963 году ОН ЖЕ заменил эти политически ошибочные мозаики на правильные - «Выступающий Ленин» и «Родина-Мать».
6. Причем последняя, в отличие от скульптурного образа Вучетича, молодая и привлекательная.
Теперь, с помощью перехода в центре зала, мы переместимся на «Комсомольскую» Сокольнической линии.
7. В самом переходе тоже есть на что посмотреть, например флорентийская мозаика все того же художника Корина. Вы наверняка знаете его знаменитые портреты Александра Невского и Георгия Жукова, да и оформление «Комсомольской» тоже стоит занести в актив бывшему иконописцу.
Эскалатор длинный и неспешно двигаясь на нем стоит подумать о самом начале, о предпосылках, проектах и строительстве первых станциях.
Мегаполис (а Москва давно им и была) немыслим без хороших связей между своими частями. Уже при царе-батюшке в Мосгордуму неоднократно подавались проекты подземной железной дороги (как в Лондоне, Париже или Будапеште) и с интересом там рассматривались.
Кроме резервирования двух пустырей на окраинах под будущие депо дело никак не продвинулось до двадцатых годов XX века (а на одном из этих пустырей у городских боен построили в будущем Октябрьское трамвайное депо).
Но с переносом столицы обратно в Москву, НЭПом и общим послереволюционным оживлением жизни оказалось, что появились серьезные маятниковые суточные миграции обывателей (утром на завод/в контору и вечером обратно) и трамваи, некоторые маршруты которых ходили сцепками по три вагона, уже не могли вывезти всех пассажиров.
Надо было что-то решать. Ильф и Петров например:
«Когда говорили о человеке бывалом, тертом, видавшем виды, выражались так:
— Он прошел огонь, воду и медные трубы.
Теперь говорят иначе, менее фигурально, ближе к делу:
— Он прошел испытания трамвая, невзгоды автобуса и ужасы такси.
... А что касается трамвая… О! О трамвае надо писать целую книгу.... Это будет сборник веселых анекдотов, — как говорят на юге — вагон смеха. Сквозь трамвайные слезы, конечно.
Бывалый, тертый, видавший виды человек утром выходит на улицу. Он заранее все знает и ко всему приготовился... Он вполне готов, он закален в борьбе. Пуговицы пальто пришиты вощеной дратвой, чтоб не отодрали в схватке, ботинки нарочно не чищены — все равно затопчут. Глаза висуна мечут молнии. Это уже не человек, не старший бухгалтер, не обожаемый муж, добрый отец и любимый дедушка. Теперь это укротитель львов, неустрашимый капитан Шнейдер...»
Сначала хотели подрядить на постройку подземных линий немецкую фирму «Сименс» (да-да!), но договориться не смогли и решили все делать самостоятельно. Ну и сделали как смогли.
Старт системы состоялся 15 мая 1935 года. «От Сокольников до Парка на метро...» с ответвлением к Смоленской площади.
Станция первой очереди «Комсомольская» (точка №2), которая ныне расположена на красной, первой по счету и исторически ветке.
8. Главное, на что обращаешь внимание - это балконы-антресоли поверх путей. По ним можно свободно ходить. Сталинская премия первой степени за 1941 год.
9. На основании колонн - аббревиатура КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи то есть). Организация существовала с 1919 по 1943 годы и была как бы интернациональным комсомолом (а РКСМ - предшественник советского комсомола - всего лишь его составной частью).
10. Ах, это обаяние романтических тридцатых...
11. Стоит взглянуть на панно из майоликовой плитки Евгения Лансере. Комсомольцы-строители и все такое.
12. Крайне советую организовывать себе экскурсии в выходной день или в максимально неурочное время. Вот такие картины для «Комсомольской» - заурядны. То, что творится у билетных касс в момент массового утреннего прибытия поездов дальнего следования я описывать вовсе не буду.
Теперь надо сориентироваться (а с новой лебедевской навигацией это уже не так просто как раньше) и сесть в поезд направлением «в центр». Зайти в вагон нужно последним и встать прямо у дверей - выходим на следующей. Кроме того, это даст нам возможность увидеть нестандартный для остальной системы двухпутный тоннель (вы видите соседние пути и встречный состав), причем он не овального, а квадратного сечения.
Просто в те времена стандарты метростроения еще не устоялись и экспериментировали очень много буквально во всех областях подземного строительства.
Но мы уже приехали, станция «Красные Ворота» (точка №3). Открыта тоже 15 мая 1935 года (с 1962 по 1986 год именовалась «Лермонтовской»).
13. «Что можно сказать об этом проекте? Он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины» (слова Щусева в пересказе Никиты Хрущева). Тем не менее - Гран-При выставки в Париже в 1937 году архитектору неоклассического стиля Ивану Фомину.
14. Прозвище «говядина» вероятно возникло из-за облицовки красным гранитом грузинского месторождение «Старая Шроша». Ныне это месторождение полностью выработано, нового материала достать негде и несчастные эксплуатанты закрашивают красной краской бетонные заплаты.
Как я уже упоминал, строили метро самостоятельно, но приглашенные иностранные эксперты были. Например американский инженер Джордж Морган сразу сказал, что в подобных тяжелых условиях (а там были и плывун, и водоносные известняки) столь сложный проект реализовывать не стоит. Свод может просто не выдержать.
15. Тем не менее, проект воплотили, вот только проходы между пилонами через один заложили для прочности кирпичами. Но в газетах конечно же написали, что дескать утерли нос хваленым американским инженерам и прочим капиталистам. И все остальное, что в подобных случаях пишут.
В годы войны прямо на станции был развернут оперативный командный пункт НКПС (Народного комиссариата путей сообщения, то есть железнодорожников). Поезда не останавливались, от них отгородились временными фанерными стенками.
«Чистые пруды» (с 1935 по 1990 годы - «Кировская») и «Лубянку» (с 1935 по 1990 годы -«Дзержинская») стоит проехать без остановки. Их в семидесятые реконструировали так, что ничего исторического, и тем более красивого не осталось.
16. «Лубянка», совершенно стерильная брежневская метроархитектура. Облицовка очень любимым в московском метрополитене белым мрамором уральского месторождения «Коелга».
17. Следующая остановка - станция «Охотный ряд» (точка №4).
18. И она тоже дошла до нас уже в измененном виде. Оставлен небольшой фрагмент старой облицовки стен.
В данном случае интересна не архитектура, а извилистые эволюции многократным переназваний.
Итак, 15 мая 1935 года была открыта станция с именем «Охотный ряд» (тут на поверхности когда-то располагались лавки реализующие добычу охотников).
После смерти Сталина Лазаря Моисеевича Кагановича начали помаленьку отодвигать от важных государственных постов. Метрополитен уже не мог носить его имя, но вместе с тем признавалось, что он был одним из главных «патронов» метропроекта в тридцатые годы. Поэтому в 1955 году решили дать системе имя Ленина, а в честь «сталинского наркома» назвать одну из станций. Выбор пал на «Охотный ряд».
Два года она была совершенно невразумительной «Имени Кагановича».
В 1957 году Лазарь Моисеевич и вовсе вдруг оказался членом антипартийной группы и вылетел с поста зампреда Совмина и из Президиума ЦК КПСС в Асбест, директорствовать на Уральском горно-обогатительном заводе (времена были уже хрущевские, либеральные). Переименовали станцию обратно в «Охотный ряд».
В 1961 году последователи единственного верного учения снова переименовали станцию, теперь в честь своего учителя. С 1961 года – «Проспект Маркса».
В 1990 году учение оказалось несовременным и неверным. Переименовали станцию обратно.
19. Из аксессуаров все отмечают большие шары-светильники, висящие под потолком на тонких ниточках. В момент прибытия поезда могут угрожающе раскачиваться.
С 1938 года в самом центре существует пересечение трех линий - красной, синей и зеленой - и долгое время этот конгломерат станций именовался Центральным пересадочным узлом.
Здесь когда-то поправлял свое материальное положение студент театрального ВУЗа, а впоследствии известный актер Борис Щербаков: «Приходилось подрабатывать. Работал уборщиком в метро, мыл фойе перед турникетом на станции «Проспект Маркса» (сейчас «Охотный Ряд»). За работу мне платили 110 рублей.... Работал только ночью. Приходил к часу и работал до трех утра, а иногда и до пяти».
Нам надо перейти с красной Сокольнической на синюю, Арбатско-Покровскую, на «Площадь Революции». Прямого перехода нет, поэтому предстоит долгий путь по пересадочным тоннелям, транзитом через «Театральную».
20. Здесь будет уместно вспомнить, что данные подземные сооружения - объект стратегический, готовый ко всяким неожиданностям. На половине пути вам встретятся гермоворота.
В случае глобальной ядерной войны сюда должны будут переместиться объекты управления государством и организовывать наши победы уже из-под земли. На «Охотном ряду», предполагаю, планируют спасаться законодатели из Госдумы, но какой от них к тому времени будет прок? Может и не пустят уже.
А у президента есть даже свой собственный маленький поезд, чтоб кататься по тоннелям в случае чего. Хранится он в в/ч 95006 в Раменках, но вы никому не рассказывайте - это секрет.
Продолжение следует...