История рождения Иисуса широко известна, с одной стороны, а с другой - полна пробелов и недооценок. Хотя каждый христианин знает историю о нехватке места в гостинице, пастухи и три царя, пришедшие поклониться Младенцу, два Евангелия, которые являются «официальными» источниками информации о Рождестве Господнем, несколько отличаются. Хотя они согласны с тем, что Иисус родился в Вифлееме во времена Ирода и что его родители были женаты.
То, что Иисус родился в «конюшне», наводит на мысль св. Лукаш пишет, что Мария положила новорожденного ребенка на кормушку. Он не упоминает ни слова о Трех Королях. На ул. Матеуш не упоминает о кормушке, но есть загадочные волхвы с Востока, информация которых, однако, очень скудна.
Для многих людей, почему два евангелиста посвятили так мало места тайне рождения Иисуса, а два других вообще не упоминали об этом, остается загадкой. Историки предполагают, что это было продиктовано убеждениями и взглядами первых христиан, которые не придавали особого значения празднованию Рождества. В течение первых нескольких веков это, вероятно, вообще не праздновалось, потому что не было никакого соглашения относительно даты рождения Иисуса (Климент Александрийский - умер около 212 г.). Отец Церкви писал, например, что информация, которую он собрал, показала, что Христос мог родиться в Апрель или май).
Это не означает, однако, что рождение Иисуса и его ранняя жизнь не были заинтересованы вообще. Тема была популярна и часто поднималась, о чем свидетельствует тот факт, что среди апокрифов есть категория «Евангелия детства», на которой изображены неизвестные страницы истории Рождества.
Cave. Рождение в облаке
Апокриф - это обычное название для текстов, которые были удалены из библейских канонов по таким причинам, как неуверенность в их авторстве, слишком фантастический нарратив или религиозный синкретизм (сочетающий христианство с элементами других религий). Первоначально различные христианские общины признавали ценность различных вдохновенных писаний, но они начали оцениваться довольно быстро, о чем свидетельствуют так называемые. Канон Муратори * - фрагмент анонимного текста со второго века, разделяющий книги Нового Завета на принятые, осужденные и книги с сомнительным содержанием. Спор о том, какие книги вдохновлены, а какие нет, затянулся в последующие столетия и был завершен только результатами Трентского Собора, сделанными в 1546 году.
Текст, который был за пределами канона, был «Прото-Евангелие Иакова» - одно из древнейших евангелий детства, было написано около 2-го века и сохранилось в более чем 140 экземплярах. Хотя он был хорошо известен среди восточных христиан, он был опубликован в Европе только в 16-м веке. Этот апокриф, хотя он и фокусируется главным образом на истории жизни Марии, также уделяет некоторое место рождению Иисуса.
Согласно Прото-Евангелию Джеймса, Юзеф, вдовец с детьми, решает бежать из Вифлеема, когда узнает о предстоящей переписи. Он руководствуется позором, потому что Мария, девственница из храма, которой он доверил несколько лет назад, беременна, но не является отцом ребенка. Не уверенный в ее объяснениях непорочного зачатия, он решает бежать с ней и ее сыновьями в пустыню вокруг Вифлеема.
В какой-то момент во время своего путешествия Мария переживает видения приближающегося решения, говоря: «Джозеф, отложи меня от осла, потому что то, что в моем чреве, мешает мне родиться». К сожалению, территория пустынна и бесплодна, и спрятаться негде. В какой-то момент, однако, Юзеф замечает пещеру, в которой он оставляет Марию со своими сыновьями, и отправляется в Вифлеем сам в поисках еврейской акушерки, которая могла бы принять роды. По дороге Юзеф испытывает видение, в котором девственность Марии «подтверждается» ему, и когда он наконец достигает пещеры с акушеркой, он находит странный вид.
«Там было темное облако, которое затмевало пещеру. И акушерка сказала:« Сегодня моя душа была поднята, потому что мои глаза сегодня увидели нечто сверх всякого понятия, потому что спасение было рождено для Израиля ». И сразу же облако начало исчезать из пещеры, и пещера появилась зажегся великий свет. И вскоре свет начал исчезать, пока ребенок не появился и не приблизился, и начал сосать грудь своей матери », - говорит апокриф.
После чудесного бескровного рождения Младенца три короля посетили его , принеся с собой мирру, ладан и золото. Однако, прежде чем гости с Востока пришли в пещеру, они посетили двор Ирода в Иерусалиме, которому они сообщили о новом еврейском царе, который должен был родиться в Вифлееме Иудейском. В ответ на это тиран отдал приказ об убийстве невинных, из которого маленький Иисус сбежал, полностью скрывшись от матери в «кормушке, из которой они едят волов».
Двенадцать магов
История из «Прото-Евангелия ...» повторяется в несколько расширенной и вымышленной форме еще одной апокрифии, называемой «Книгой Рождения Спасителя ...», которая добавляет несколько новых элементов в историю. Он сообщает, среди прочего, что во время чудесного рождения Иисуса можно было услышать «голоса невидимых существ» и что акушерку, принесенную Юзефом, звали Захель. В тексте также рассказывается о пастухах, которых Юзеф нашел, когда шел в город в поисках чего-нибудь поесть. Они рассказали ему о видении «могучего мужа», который объявил о каком-то чудесном событии. Приведенные к пещере с Младенцем, они поклонялись ему, и вслед за ними появились «гадалки с востока».
«Книга о рождении Спасителя ...» известна по версии, созданной примерно в 6-7 веках, однако, по мнению экспертов, сама история намного старше. Несколько других апокрифов основаны на том же полотне (возможно, взято непосредственно из «Прото-Евангелия ...») «Армянское Евангелие детства» и его арабская версия (обе переведены с несохраненной сирийской версии), которые, однако, хранятся в другом стиле. Другой апокриф из этой группы, «Евангелие от Псевдо-Матеуша» (около 7-го века), добавляет к истории рождения Господа упоминание о зобе и осле, которые преклонили колени, чтобы поклоняться Иисусу.
Оригинальные темы к истории Рождества также добавлены апокрифами, главными героями которых являются Три Короля. Почему, в конце концов, эти второстепенные фигуры были так важны? Есть несколько причин. Для первых христиан поклонение сановникам-язычникам имело престижное значение и возвышало Христа над другими божествами. Во-вторых, почитание Трех Королей было расценено как исполнение пророчеств Ветхого Завета, в том числе из Книги Исаии, в которой сказано: «И народы пойдут на свой свет, цари придут к великолепию своего востока. (...) Все они придут из Савы, принесут золото и ладан».
Европейская традиция, сложившаяся в средние века, говорит о трех королях (также астрологах или магах), но согласно сирийским верованиям их должно было быть двенадцать. Апокриф, называемый «Сирийская сказка о магах», известный из рукописи 7-го века, говорит, что восточные мудрецы, которые посетили маленького Иисуса, пришли из земли Шира, лежащей на краю мира, и принадлежали к тайному ордену хранителей тайн, оставленных Адамом, которые хранились в святилище, которое было пещерой триумфа. Однако в этой группе нелегко искать Качпера, Мельхиора или Балтазара. В свиту входили такие фигуры, как Захаруандад, Хормизд, Аршак, Махрук, Меродач и т. Д. Они должны были прибыть в Иерусалим в апреле, а затем отправились в Вифлеем. Колонна света и таинственная «светящаяся звезда» указали им путь. Короли были не одни. "
Некоторые отцы Церкви не признавали апокрифы как еретические писания, а скорее как «приложения» к раскрытым текстам, чье зачастую противоречивое содержание не должно волновать людей с обоснованной верой. И как к ним должны относиться современные христиане? Эксперты говорят, что апокриф не должен измеряться одним измерением, потому что многие из них были литературными произведениями, вдохновленными Библией, в то время как другие были написаны, чтобы создать путаницу в умах верующих. Несмотря на это, многие апокрифы играли большую культурную роль и становились основой традиции, рассказывая о событиях, о которых Библия молчала.
____________________________
Фрагмент «Прото-Евангелия Якуба» в толпе Ks. Марек Старовейский (из: «Апокриф Нового Завета», WAM 2003).
Фрагмент книги Исаии к «Библии тысячелетия», Познань, 2003.
* Название «Канон Муратори» происходит от имени его первооткрывателя, библиотекаря Людовико А. Муратори.