О том, как пишут поэты (не все, конечно), канал "Читайник" уже писал. Но это сложная поэтическая задача. А что делать, если ты не поэт, а душа просит? И чтобы вышло прилично? Здесь могут помочь жёстко заданные формы, которые более-менее помогают сохранить качество стихотворения. Об этих стихотворных формах, в которых упражняются тысячи наших соотечественников, читайте дальше.
#Хокку (хайку).
Основателем этого стиля считается японский поэт Мацуо Басё, живший в 17-м веке. Хокку- стихотворение из трёх строчек, состоящих соответственно из 5, 7 и 5 слогов. В русском языке это требование не является строгим, желательно, чтобы длина отдельной строки не превышала 10 слогов. Также для японцев важно наличие "киго", то есть сезонных слов, расширяющих палитру ассоциаций: поздняя осень, первый ручей, зелёный лист, зимний вечер, ветер и так далее. Для хокку на русском языке это не обязательно. Строчки нельзя рифмовать, чтобы не создавалось ощущение законченности. Писать хокку надо без метафор и нравоучений, только в настоящем времени. Просто некая зарисовка, навевающая раздумья, воспоминания и определённое настроение.
Басё:
После пожара
лишь я не изменился
и дуб вековой.
Русское (Константин Карабчеев):
И в самом большом доме
нет места
для сорванных кувшинок.
Шуточное (Леонид Каганов):
Потеряла лицо Таня-Тян -
плачет о мяче, укатившемся в пруд.
Возьми себя в руки, дочь самурая.
Хороший сайт про хокку здесь.
#Лимерик.
Этот жанр связывают с английским художником и поэтом 19 века Эдвардом Лиром. Хотя он не придумывал ни сам жанр, ни его название. До Лира это был фольклор, что-то наподобие наших частушек. А Лир первым сочинил и издал "Книгу нонсенса", состоящую целиком из лимериков.
В лимерике 5 строк. Первая строка рифмуется со второй и пятой, все три - трёхстопные. Третья рифмуется с четвёртой, они двухстопные. В первой строке говорится, о ком идёт речь, и часто - откуда он родом. Вторая сообщает о чём-то необычном: свойстве или действии героя. Третья и четвёртая - о последствиях его странности. Пятая практически повторяет первую.
Лимерик Эдварда Лира (перевод Г. Кружкова):
Старушенция, жившая в Гарфе,
Подбородком играла на арфе.
«В моём подбородке
Особые нотки», —
Говорила друзьям она в Гарфе.
Современный лимерик (автор Мила Предущенко):
Самородок-поэт из Самары
Никогда не сдавал стеклотары.
"Объясни, в чем секрет?!" -
Но ни слова в ответ
Этот странный поэт из Самары.
Хороший сайт, посвящённый лимерикам, здесь (осторожно: обсценная лексика!)
#Одностишие.
Одностишия существовали и до Владимира Вишневского, замечательного поэта и нашего современника. Но он придумал название этому жанру и написал целую книгу одностиший. Главное и жёсткое требование к этому жанру - одна строка. Она должна обладать неким ритмом и звучать, как будто это первая строчка стихотворения. В одностишии желателен некий парадокс, чаще юмористического характера. Его даже не обязательно высказывать, он может быть додуман читателем.
Одностишия В. Вишневского:
В таком трамвае страшно без билета...
Не так я вас любил, как вы стонали...
О, как внезапно кончился диван!
Одностишия других авторов:
На всякий случай утром я проснулся... (Александр Фалеев)
Я с кладбища вернулся оптимистом... (Сергей Мырдин)
Что исправлять! Меня уже родили... (Наталья Резник).
Сайт с достаточно полным подбором одностиший здесь.
Следующие три жанра родились не на бумаге, а в социальных сетях. Авторы часто подписываются не именами, а никами. Общие требования: все буквы строчные, нет знаков препинания (за редкими исключениями), слова могут писаться, как слышатся. Очень демократично. Однако требования к ритму очень жёсткие.
Стишки-#пирожки (перожки).
Считается, что их "изобрёл" Владислав Кунгуров (ник al cogol). Это нерифмованное четверостишие, написанное четырёхстопным ямбом (ударение на каждый второй слог). Количество слогов в строчках 9-8-9-8. Характеризуются необычным, парадоксальным взглядом на обыденные вещи.
порой бывает человека
сложнее выбрать чем арбуз
смотреть на попку неприлично
по голове нельзя стучать
(al cogol)
ужели мама ты не видишь
какая в окнах чернота
прошу тебя не надо в садик
сквозь этот космос ледяной
(Ыыыыть)
Сайт со стишками-пирожками: перашковая.
Стишки-#порошки.
Родственный пирожкам жанр, написанный усечённым ямбом. В отличие от пирожков, в четвёртой строке не 8 слогов, а 2. Причём последняя строчка предлагает комичный, парадоксальный взгляд на первые три. Обязательна рифма второй и четвёртой строки.
я на площадке у качелей
уже неделю жду весну
а ведь казалось ну делов то
лизну
(svirt)
с моей зарплатою возможно
прожить всего четыре дня
а можно больше но уже без
меня
(лыжа)
Сайт со стишками-порошками: порошокуходи (осторожно: обсценная лексика!)
Бонус: две девятки.
Канон следует из названия: две рифмованные строчки, в каждой по 9 слогов. Ударение на чётные слоги.
мы все и так слабы и хилы
а врач орёт а где бахилы
(XElen)
олег валяется меж грядок
а так в саду вообще порядок
(Good Luck!)
я докажу что я не робот
смотри вот щупальца вот хобот
(сияющий)
Группа VK: девятошная (есть обсценная лексика!)
Наиболее полный сайт с пирожками, порошками, девятками и другими образцами малой сетевой стихотворной формы - поэторий (и опять же - обсценная лексика!)
Читайте, наслаждайтесь, веселитесь! И перо вам в руки!