Найти в Дзене
Иль Аб.

Кого священники запрещали хоронить по православным канонам

Оглавление

Сейчас кресты ставят на все могилы, главное, чтобы человек хоть как-то принадлежал в христианской религии, даже если он не был при жизни крещеным. Мол, если не здесь, то там-то он точно попадет под надзор господа, а мы тут его отмолим.

Правда, в некоторых случаях священники с неодобрением относятся к установке креста на могиле усопшего, даже если последний был крещенным. Кто же, по мнению церкви, «заслуживает» подобную участь.

Из Яндекса
Из Яндекса

Самоубийцы и утопленники

Ранее таких людей хоронили за оградой кладбища, в некоторых случаях священники даже запрещали насыпать на могиле холмик, чтобы могила, как можно быстрее, сгладилась и память об усопшем в скором времени исчезла из памяти людей.

Причина такого отношения к самоубийцам в том, что покончившие с собой люди считались отринувшими Господа, поставившими главной собственную волю. А не волю господа, давшего человеку жизнь. Считалось, что крещеный, покончивший собой, изгоняет из себя веру и предает свою душу дьяволу.

Даже сейчас, священники отказываются отпеть и поминать самоубийц. По словам настоятеля московского храма Св. Александра Невского отца Игоря (Фомин) – «Креста на могиле самоубийц не ставят, в храме не поминают, а единственная молитва, которой можно за него молиться – это поминание дома, келейно, но никак не в церкви».

Сейчас утопленников не всегда приравнивают к самоубийцам, а в дореволюционное время к таким усопшим церковь относилась с подозрением, особенно если не было свидетелей происшедшего. К тому же получалось, что утопленник умирал без причастия и его тело передавали светским властям. А они проводили его похороны рядом с кладбищем на неосвященной земле. В могиле без креста.

А, по словам этнографа Елизаветы Петровны Картамышевой, в глухих деревнях с утопленниками поступали еще проще – их тела относили как можно дальше от деревни и заваливали мусором. При этом, не забывая выполнять «народные» ритуалы, которые церковь относит к языческим. Все это необходимо было, чтобы покойник «не встал и не тревожил честных людей».

Колдуны и гадалки

Также не удостаивались крестов на могилах и все те, кого относили к волшебникам, волхвам, колдунам, ведьмам, то есть всех, кто имел дело с неведомыми силами. К ним же относили и травниц, так как их работа предполагала использование различных заговоров, при изготовлении отваров.

Современные священники также с недоверием относятся к имеющимся гадалкам и магам. Даже если те «бьют» себя пяткой в грудь, убеждая всех, что они православные и верят во Христа. Увы, по церковным канонам, даже находящиеся в их квартирах иконы не делают их них христиан.

Актеры

В данный момент в РПЦ не существует канона, по которому запрещается хоронить актеров наравне со всеми христианами. (Чистюхин Игорь Николаевич в своей статье «отношение христианской церкви к театру»).

Но в дореволюционной России служителей Мельпомены относили к нераскаявшимся грешникам, поэтому часто церковь отказывала им в христианском погребении. По словам протодиакона Дмитрия Половникова, такое отношение из-за того, что сам театр своими корнями восходит к языческой мистерии. Которое с православными канонами несовместимо. Поэтому считалось, что выступления танцовщиц, шутов, скоморохов и прочих театральных деятелей сопровождается телесным и духовным блудом.

Согласно апостольским правилам, духовным лицам запрещалось брать в жены «жриц» Мельпомены. Хотя миряне могли взять в жены актрис, но и в этом случае к ним предъявлялись определенные требования. К примеру, Прасковья Жемчугова, оперная дива, ставшая супругой графа Шереметьева. Церковь согласилась венчать их при условии, что супруга «бросит свое мерзкое занятие, будет молиться всю оставшуюся жизнь и творить милостыню».

Одержимые и умалишенные

Спасительный крест не ставили на могилах тех людей, кого причисляли к одержимым. По канонам считалось, что данный индивидуум настолько греховен, что бесы смогли овладеть его душой еще при жизни. До революции к одержимым приравнивали и душевнобольных, по тем же причинам.

Грешники

В некоторых случаях священники отказывали хоронить по канонам пьяниц или блудников. Первых приравнивали к самоубийцам, уничтожающим те только свое тело, но и душу. В отношении вторых считалось – развратники и так попадают в ад, поэтому ставить на их могилу символ вечной жизни нет смысла.

К примеру, в XIX веке в России была легализована проституция, но обладательниц желтого билета хоронили без креста.

Также не удостаивались креста и преступники – убийцы, насильники. По канонам их души будут вечно гореть в аду, поэтому вечная жизнь им не положена.

Кроме вышеперечисленных лиц, без креста обычно хоронили и неопознанные трупы, даже если на их шеи были кресты. Вдруг он являлся латинянином (католиком, протестантом) или старообрядцем. Поэтому священники не рисковали, «дабы не осквернять кладбище».

Жду ваших комментариев, и подписывайтесь на канал.