Йога, согласно сутрам Патанджали, состоит из 8 ступеней, которые являются своеобразным руководством, как достичь гармонии в собственной жизни.
Во II веке до н.э. легендарный индийский мудрец Патанджали в своем классическом труде "Йога-сутра" обобщил опыт прошлых поколений, собиравших и выверявших эти знания, и выпустил книжку в виде сутр - поучительных изречений, в чем его великая заслуга перед человечеством.
По традиции древних мудрецов, Патанджали не претендует на авторство в создании философской системы йоги. Он лишь собирает устные данные, дошедшие до него и комментирует их в духе единого учения. Философская терминология и интерпретация практики йоги, данная в “Йога-сутре”, согласуется также с авторитетными текстами Вед и Упанишад.
"Йога-сутра" состоит из 194 афоризмов, которые раскрывают смысл практики, описывают средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути практикующего. Средства йоги Патанджали представил в виде восьми ступеней поиска своей души, и называют ее восьмиступенной или восьмичастной йогой Патанджали:
- Яма – первая ступень и свод правил поведения и взаимоотношений, это универсальный закон, который можно свести к следующему правилу– «не делай другому того, чего не желаешь себе».
- Нияма - вторая ступень йоги, которая относится к сфере духовности и самодисциплины (посещение храмов, медитации и т.д.).
- Асана - это третья ступень йоги, представляющая собой специальную позу. Регулярная практика асан сделает нас более дисциплинированными и сформирует способность к концентрации.
- Пранаяма - четвертая ступень йоги, которая заключается в контроле над дыханием. Пранаяма включает в себя техники, которые учат контролировать дыхание в процессе поиска связи между дыханием, сознанием и эмоциями.
- Пратьяхара - пятая ступень йоги, означает отвлечение чувств от внешних объектов. На этой стадии нужно прилагать усилия, чтобы направить свое сознание внутрь и не отвлекаться на внешние раздражители.
- Дхарана – шестая ступень, которая учит нас концентрации. Практика концентрации позволяет замедлять мыслительный процесс путем сосредоточения на каком-то ментальном объекте (энергетический центр в теле, образ божества, звук). Продолжительные периоды концентрации рано или поздно приведут к медитации.
-Дхьяна - седьмая ступень, которая подразумевает под собой медитацию или созерцание. Однако между концентрацией и медитацией существует тонкое различие: первая предполагает однонаправленное внимание, вторая – это состояние осознанности, при котором фокус как таковой отсутствует.
- Самадхи – последняя восьмая ступень, которая предполагает состояние блаженства. Здесь медитирующий сливается с объектом и выходит за границы собственного «я». Он начинает осознавать глубокую связь с божественным, взаимосвязь со всеми живыми существами.