Найти в Дзене
Деконкиста

Миф о всевластии чиновников в Российской империи

Как видно из данных табл. 1, по числу чиновников Россия постоянно отставала от западноевропейских стран.

До середины XIX в. разрыв имел тенденцию сокращаться, а во второй половине XIX—начале XX в. — вновь увеличиваться. Самая бюрократическая, как считается, страна Европы, Франция, превосходила России по числу чиновников на 1000 жителей в середине XVII в. в 11 раз, в 1800-е гг. — в 5, в 1850-е гг. — в 4,8, в 1910-е гг. — в 7,3 раза. По этому показателю в 1910-е гг. Россия уступала Великобритании в 5,4 раза, Германии — в 4, Австро-Венгрии — в 3,3 раза. Но и по относительному числу общественных служащих Россия также уступала западноевропейским странам, за исключением Великобритании, и, естественно, — по общему числу служащих в государственном и общественном управлении (табл. 2). Как выразился Д.И. Менделеев, страна "недоуправлялась".

-2

В 1910 г. на 1000 человек населения на государственной и общественной службе было занято: в России — 3,9, в Англии — 7,3, во Франции — 17,6, в Германии — 12,6, в США — 11,3. Даже городское население управлялось государственной администрацией в России в меньшей степени, чем в самых развитых европейских странах, где к 1913 г. доля городского населения находилась в интервале 30— 50 %. На Западе бюрократия распределялась между городом и деревней равномернее, её административное присутствие в деревне было намного больше, потому что в XVIII—XIX вв. в одних странах совсем не осталось самоуправляющихся структур традиционного общества (типа русской сельской общины), в других — они были слабыми, во всяком случае, существенно менее дееспособными, чем в России. Управление в сельской местности осуществлялось специализированными государственными органами (хотя руководство их могло выбираться), а не самим населением по очереди, как было в России до 1917 г. Благодаря небольшому сравнительно с западными странами государственному аппарату, расходы на его содержание были существенно ниже не только в абсолютных цифрах или относительно населения, но и по сравнению с валовым национальным продуктом: в начале 1910-х гг. — в 1,8 раза ниже, чем Австро-Венгрии, Великобритании и Германии, и в 2,3 раза, чем во Франции (табл. 3).

-3

Отсюда напрашивается вывод: традиционное представление о всевластии российской бюрократии и вообще о сверхуправлении страной не соответствует реальности.


Преувеличение силы государственного аппарата Российской империи является результатом антимонархической пропаганды оппозиции до 1917 г., с одной стороны, и перенесения представлений об СССР на дореволюционную Россию — с другой. Действительно, СССР по относительному числу государственных и общественных служащих, занятых в управлении, превосходил дореволюционную Россию в 1922 г. в 2,1 раза, в 1985 г. — в 3,6 раза (табл. 4). Это совершенно естественно — государство взяло на себя обязанности по управлению народным хозяйством и всеми без исключения сферами жизни.

-4

Источник: Б.Н Миронов, "Российская империя: от традиции к модерну", том 2, стр. 435 - 441.