Найти в Дзене
Истории из жизни

Рассказ об операции по замене тазобедренного сустава

Решил написать этот рассказ в надежде, что кому-то эта информация будет полезна и поможет принять верное решение. Итак, начну издалека.. Лет пять назад во время утренней пробежки я впервые почувствовал боль в коленном суставе, которая вскоре, после некоторого разогрева сустава, прошла. Было мне тогда 47 лет. Сначала я не придал какого-то значения этим ощущениям, но со временем после нагрузок боль усиливалась. В итоге, обратившись в больницу, был направлен на МРТ коленного сустава. По итогам обследования был поставлен диагноз – артроз коленного сустава (гонартроз). Проще говоря, хрящ, который находится между двумя костями в коленном суставе, износился, стал тонким, и при нагрузке на колено хрящ не справляется с возложенными на него задачами. Наверное, многие видели этот процесс в рисунке, когда рекламирует какие – либо обезболивающие средства вроде крема «Терафлекс». Врачи называют много причин развития артроза у людей, но почти никогда не скажут отчего же такое заболевание появило

Решил написать этот рассказ в надежде, что кому-то эта информация будет полезна и поможет принять верное решение.

Итак, начну издалека..

Лет пять назад во время утренней пробежки я впервые почувствовал боль в коленном суставе, которая вскоре, после некоторого разогрева сустава, прошла. Было мне тогда 47 лет. Сначала я не придал какого-то значения этим ощущениям, но со временем после нагрузок боль усиливалась. В итоге, обратившись в больницу, был направлен на МРТ коленного сустава. По итогам обследования был поставлен диагноз – артроз коленного сустава (гонартроз). Проще говоря, хрящ, который находится между двумя костями в коленном суставе, износился, стал тонким, и при нагрузке на колено хрящ не справляется с возложенными на него задачами. Наверное, многие видели этот процесс в рисунке, когда рекламирует какие – либо обезболивающие средства вроде крема «Терафлекс».

Врачи называют много причин развития артроза у людей, но почти никогда не скажут отчего же такое заболевание появилось у конкретного человека. Исключением являются случаи травм, с которыми и так все ясно, и ещё всегда спрашивают не занимается ли пациент парашютным спортом, не служил ли в армии в воздушно – десантных войсках. В моем случае предполагаю, что повлияли постоянные занятия спортом, и в особенности занятия тяжелой атлетикой, возможно свою лепту внесла работа, по большей части сидячая, и еще, вероятно наличие гастрита, который то обострялся, то стабилизировался.

Лечащий врач предложил изменить режим моей жизни, отказаться от занятий спортом, или вернее уже физкультурой, перейти на полностью щадящий режим, предполагающий лишь пешие прогулки, бассейн, что я так и не смог сделать. Трудно перестать тренироваться в обычном режиме, организм требует нагрузок, как-то по-другому приходится жить, нарушается сон и так далее. В общем продолжал жить, как и раньше, разве что бегать перестал. По прошествии примерно года неожиданно при наклоне почувствовал боль в области тазобедренного сустава. Диагноз – артроз тазобедренного сустава (коксартроз) 2 степени. Медикаментозное лечение глюкозаминами (таблетки «Терафлекс», «Артра», один раз курс уколов ) давали лишь некоторое незначительное облегчение. Надо сказать, что по советам друзей и знакомых перепробовал массу народных рецептов, начиная с лопухов и заканчивая желатином и холодцом, к сожалению, ничего не помогало.

Прошло еще два года и боль в тазобедренном суставе стала еще сильней. Стало почти невозможно одеть носки, наклониться. Появилась боль при ходьбе, которая, впрочем, после нескольких минут движения проходила, но после прохождения примерно 1-2 километров вновь проявлялась. И вот новый снимок и диагноз – артроз тазобедренного сустава 3 степени с признаками некроза. Лечащий врач настоятельно рекомендует операцию по замене сустава, но мне, в жизни ничем серьезным не болевшему, не верилось, что это окончательный вариант. Поэтому проконсультировался еще у ведущего травматолога в областной больнице и еще у одного авторитетного врача в платной клинике. Но и их рекомендации оказались примерно такими же.

Отдельно хочу остановиться на одном моменте. Лечащий врач, разъясняя мне необходимость операции, делал акцент на том, что такие операции делают уже около 30 лет, методики наработаны, высокий процент успешных операции (более 90%), хорошее качество применяемых протезов, но соглашаться надо только на импортный протез, например, американский или швейцарский, так как отечественные очень низкого качества, и все это достаточно легко пережить.

Последней каплей стало мнение двоих знакомых, которые уже пережили такие операции. Общий вывод из их рассказов был такой: вариантов нет, только операция и после неё есть жизнь на Марсе.. Окончательно подтолкнули меня к операции боли, появившиеся в другом тазобедренном суставе.

В общем, дал согласие на операцию. И через четыре месяца был направлен в травматологическое отделение ведомственной московской клиники. Клиника оказалась серьезной, несмотря на то, что перед поездкой сдал все анализы какие можно и прошел всех врачей на предмет возможности операции, меня по новой прогнали через все обследования, причем дотошно. Это и опять же все анализы, УЗИ всех органов плюс УЗИ вен, электрокардиограмма и консультации врачей, все сделали в течении двух дней. Здесь же лечащий врач при приеме в отделение разъяснил, что не все так радужно. Операция по замене тазобедренного сустава относится к разряду сложных, длительный реабилитационный период и еще много всего такого, о чем не сказали наши местные врачи.. Наверно об этом поподробнее, если кто-то будет делать такую операцию, должен морально готовиться. У одного мужчины после укладки на каталку для поездки в операционную, резко падало давление до 50 на 90. Две попытки, и с таким давлением его отправили восвояси без операции.

О подготовке к операции: за сутки не разрешают есть, за 12 часов пить, бритье, накануне проводят мероприятия по очищению кишечника, бррр. По видимому это связано с тем, что после применения эпидурального наркоза человек не контролирует функции своего организма..

Ну вот, собственно и подходим к самому главному – к операции. С утра за пациентом прибывает местная бригада с каталкой, процедурная медсестра делает успокаивающий укол и – вперед. Довозят до отделения, где операционная бригада готовится к операции, лязгая какими-то медицинскими инструментами и сначала передают в руки бригады анестезиологов. Делается все быстро, чувствуется значительный навык, через несколько минут отключка.

По рассказам знакомых знал, что в разных клиниках операции делают по разным методикам и с разными наркозами. У кого-то наркоз был только эпидуральный, это когда только нижняя часть тела в отключке, но ты все слышишь и чего-то даже видишь. Считаю, что мне повезло в плане того, что мне кроме эпидурального, делали и общий наркоз. Очнулся уже в реанимации (там держат сутки после операции всех) и не слышал звука пилы и не чувствовал запаха отпиленной кости. Поставили мне эндопротез английского производства, потом в интернете прочитал, что один из самых дорогостоящих.

После суток в реанимации меня привезли в свою палату вместе с обезболивающей машинкой, обезболивающее еще сутки капало в позвоночник, поэтому особых болей не ощущалось, вообще нижняя часть тела почти не чувствуется. Вставать с кровати в этот период нельзя вообще. После суток в травматологическом отделении обезболивающую машинку отключают и постепенно начинается все самое «приятное». Нога болит, температура скачет, то холодно, то жарко, ночью спать невозможно. Этот очень малоприятный процесс продолжается дня три, бедро ощущается как мешок, набитый требухой. Правда, если совсем невмоготу, можно попросить поставить обезболивающий укол, действует он часов 8-10, у всех по-разному. В палате со мной лежали еще двое, одному такого обезболивающего хватало часа на 4, на другого почти не действовало. Из разговоров стало понятно почему так: тот, на которого обезболивающее почти не действовало, четыре года перед операцией сидел на обезболивающих и видимо привык. Я старался обезболивающими не злоупотреблять, терпел, пока терпелось, так как не хотел привыкать, а также надеялся уменьшить действие побочных эффектов (к сожалению, их там хватает). После окончания действия обезболивающего обнаружил наличие пролежня на пятке. Был в шоке конечно. Оказывается, пролежень может образоваться всего за 12 часов. Очень долго заживал, больше месяца.

Некоторое отступление о соседях по палате: одному из них, крупному мужчине 45 лет и весом 130 килограммов также был заменен тазобедренный сустав. У него был двусторонний коксартроз и он уже еле ходил, причем, по его рассказам сначала болела у него одна нога, он держался на обезболивающих, но в последние четыре месяца резко ухудшилось состояние сустава второй ноги. Предполагаю, что вторая нога убивается из-за того, что человек непроизвольно бережет больную ногу и вся нагрузка идет на здоровую, что в итоге и приводит к ускоренному износу хряща.

По истечении суток начинается процесс реабилитации, который заключается в следующем: сначала приходит подготовленная медсестра и обучает правильно садиться на кровати, затем ходить с помощью ходунков, на второй день уже с помощью костылей. Затем приходит врач по ЛФК и заставляет выполнять комплекс специальных упражнений, сначала понемногу, но с каждым днем больше и больше. В течение недели три раза в день ставят уколы с антибиотиками, раз в день капельницы с физраствором и глюкозой, таблетки «Ксарелто» (против образования тромбов). Кроме того, персонал настойчиво предлагает ходить на костылях, причем делать это надо правильно, хотя в первые дни довольно тяжело. Перевязки каждый день, во время которых врачи внимательно осматривают операционный шов, проверяют дренажное отверстие (через которое еще немного подтекает кровь).

На десятый день мне сняли швы и выписали из стационара, на костылях я двигался еще не очень уверенно, бедро побаливало, поэтому чуть не улетел с лестницы вниз, ладно поймали люди, поднимающиеся наверх.

Дома, как говорится и стены помогают, морально легче, поэтому первые две недели просто отсыпался, все ночи спал как убитый. Долго не мог привыкнуть спать на спине, на прооперированном боку спать нельзя, на здоровом только с подушкой между ног, но и то удовольствие ниже среднего, особенно в первое время.

В первые два месяца домашняя реабилитация заключалась в выполнении комплекса упражнений несколько раз в день, прогулках два раза в день на костылях минут по 20, хотелось бы больше, но уже минут через десять весь в поту, руки устают, нога начинает ныть. Подстерегает еще одна неприятность: во время прогулок сильно потеешь, осень, на улице ветер, поэтому три раза за три месяца болел простудными заболеваниями, предполагаю, что это еще и вследствие ослабленного антибиотиками иммунитета, так как раньше болел очень редко. Примерно через месяц купил домой велотренажер и потихоньку начал на нем заниматься, сначала по пять минут два раза в день на минимальной нагрузке (1), добавляя по одной минуте в каждый следующий день. После 15 минут стал увеличивать нагрузку до 2,3 и так далее.

Через два месяца лечащий врач назначил ЛФК. Сначала я отнесся к этим упражнениям скептически, но после двух недель занятий почувствовал определенное улучшение и занялся этим с удвоенной энергией.

На костылях ходил ровно два месяца, хотя можно было переходить на трость после 6 недель, но врач не разрешал, возможно перестраховывался и я не стал рисковать, так как однажды, двигаясь на костылях, оступился и сильно ударился больной ногой. Сильно переживал, не сломал ли там чего, не вывихнул ли. Но пронесло.

Вот прошло почти четыре месяца и сегодня я уже могу ходить без трости, почти не хромая, как раз заканчивается больничный и надо выходить на работу.

В заключении хочу сказать, что если бы меня спросили сегодня – согласился бы я на операцию, зная все это, я бы ответил – не знаю.

Если кому то будет интересно, буду периодически дополнять рассказ, так как реабилитация длится до года.