Найти тему
Formula1

Самые позорные гонки «Формулы 1» в истории

Несмотря на глянцевый образ, пилоты и функционеры F1 способны совершить позорные поступки. Обман судей, наплевательское отношение к жизни и здоровью болельщиков, специальное крушение машины ради победы – история серии видала немало чёрных страниц. Вспоминаем некоторые из них.

Гран-при Канады 1973

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Гонка в Моспорте больше всего известна первым выездом сейфти-кара в истории. После столкновения Франсуа Севера на «Тирелле» и Джоди Шектера на «Макларене» в середине гонки, автомобиль безопасности по ошибке отрезал лидеров от группы преследования. В итоге ещё один пилот «Макларена» – Питер Ревсон – сумел на круг нагнать пелотон. Судьи не заметили промашки, и закончили гонку на другом пилоте. Имя победителя оспаривалось до вечера, но в итоге на верхнюю ступень подиума поднялся всё же Ревсон.

Гран-при Испании 1975

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Этап занимает вторую строчку в списке самых коротких гонок в истории F1 – он продолжался почти 43 минуты. Во время Гран-при возникли протесты против низкого уровня безопасности, потому что пилоты обнаружили на автодроме криво закреплённые отбойники. Решить проблему смогли только механики команд, но Эмерсон Фиттипальди так и не вышел на старт. Возможно, правильно сделал, потому что на первых кругах из строя вышли Ники Лауда, Клей Регаццони, Джеймс Хант и Марио Андретти. Чуть позже к ним добавился Рольф Штоммелен, причём инцидент с его участием стал поистине трагическим. На болиде немца оторвалось заднее антикрыло, в результате чего его машина врезалась в людей. Погибли пять человек, гонку пришлось остановить. Впервые в практике «Формулы 1» за этот этап участникам начислили половинные очки. Трассу в Монжуик-парке исключили из календаря соревнований навечно.

Гран-при Великобритании 1976

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как и в прошлом случае, причиной скандала стала авария. Причём участниками выступили всё те же лица: Лауда, Регаццони и Хант, к которым добавился Жак Лаффит. Стюарды остановили гонку, а любимцу трибун Джеймсу Ханту отказали в рестарте из-за плохого состояния болида. Фанатам пришлось сильно надавить на судей, чтобы всё-таки выпустить британца на запасной машине. Этап мог бы закончиться хэппи-эндом, потому что Джеймс пришёл к финишу первым. Однако спустя два месяца FIA аннулировала результаты всех, кто воспользовался резервным автомобилем, и победителем Гран-при объявили Ники Лауду. Однако это не помешало Ханту взять сезон.

Гран-при Испании 1997

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Многие считают Михаэля Шумахера образцом выдержки и порядочности. Однако даже Красный Барон был способен на подлые поступки. В Хересе он умышленно выбил с трассы своего основного соперника в борьбе за чемпионский титула Жака Вильнёва. Скандал стал настолько позорным для Шуми, что стюарды лишили его вообще всех очков в сезоне. Вильнёв, кстати, титула добился.

Гран-при США 2005

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Эта позорная гонка известна шинным скандалом. «Мишлен», услугами которой пользовалось большинство команд, снабдила машины повреждёнными покрышками. Большая часть пилотов бойкотировала гонку, а на старт вышли только «Феррари», «Джордан» и «Минарди», которые «обувались» в «Бриджстоун». «Красные», проваливавшие сезон, легко опередили аутсайдеров, но этой победе мало кто радовался.

Гран-при Сингапура 2008

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

По титулу самой позорной победы в истории эта гонка легко поспорит с Индианаполисом 2005. После слабой квалификации и проблем с топливоподачей, Алонсо оказался лишь 15-м на гриде. Команда предложила залить минимум горючего, чтобы со старта пробиться в головную группу пелотона.

До этого момента план был чистым. Однако затем партнёр Фернандо, Нельсон Пике-младший врезался в ограждения буквально на ровном месте. На трассу выехал пейскар, чем с радостью воспользовался Алонсо, уже успевший побывать в боксах. Так испанец легко поднялся сначала на пятое, а чуть позже из-за оттянутого пит-стопа и на первое место.

Афера вскрылась через год, когда Пике сообщил миру, что он разбил болид по указанию руководителя «Рено» Флавио Бриаторе и технического директора Пэта Симондса. Боссы делали ставку на Алонсо. Бразильца оправдали за чистосердечное признание, но общественность почему-то именно его до сих пор считает главным жуликом «крашгейта». В то же время, Бриаторе и Симондс отделались условными наказаниями. Первый теперь ведёт счастливую жизнь миллионера, второй стал техническим директором F1. Результаты гонки оставлены в силе.

Гран-при Австралии 2009

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Люди склонны обманывать друг друга, в чём лично убедились стюарды этапа. Под занавес гонки Роберт Кубица и Себастьян Феттель столкнулись, что привело к вызову машины безопасности. Под жёлтыми флагами сначала Льюис Хэмилтон обогнал Ярно Трулли, затем итальянец то же самое провернул с британцем. Про второй обгон будущий шестикратный чемпион мира судьям рассказал, а вот про первый забыл… Говорят, зачинщиком лжи стал инженер Дэйв Райан, который позже лишился работы. Трулли спустя некоторое время вернули законный подиум, а Льюис чуть было не ушёл из гонок со стыда. Если верить его словам, конечно.

Гран-при Германии 2010

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И вновь Алонсо, и вновь ставка команды на испанца. Однако в этот раз Фернандо в паре с Фелипе Массой выступал за «Феррари». В те времена использование командной тактики запрещалось. Однако после фразы «Фернандо быстрее тебя», бразилец подвинулся с первой позиции. «Феррари» отделался штрафом $100 тыс., а карьера Массы покатилась по наклонной. Эта позорная слабость стала точкой невозврата для пилота.