Несмотря на глянцевый образ, пилоты и функционеры F1 способны совершить позорные поступки. Обман судей, наплевательское отношение к жизни и здоровью болельщиков, специальное крушение машины ради победы – история серии видала немало чёрных страниц. Вспоминаем некоторые из них.
Гран-при Канады 1973
Гонка в Моспорте больше всего известна первым выездом сейфти-кара в истории. После столкновения Франсуа Севера на «Тирелле» и Джоди Шектера на «Макларене» в середине гонки, автомобиль безопасности по ошибке отрезал лидеров от группы преследования. В итоге ещё один пилот «Макларена» – Питер Ревсон – сумел на круг нагнать пелотон. Судьи не заметили промашки, и закончили гонку на другом пилоте. Имя победителя оспаривалось до вечера, но в итоге на верхнюю ступень подиума поднялся всё же Ревсон.
Гран-при Испании 1975
Этап занимает вторую строчку в списке самых коротких гонок в истории F1 – он продолжался почти 43 минуты. Во время Гран-при возникли протесты против низкого уровня безопасности, потому что пилоты обнаружили на автодроме криво закреплённые отбойники. Решить проблему смогли только механики команд, но Эмерсон Фиттипальди так и не вышел на старт. Возможно, правильно сделал, потому что на первых кругах из строя вышли Ники Лауда, Клей Регаццони, Джеймс Хант и Марио Андретти. Чуть позже к ним добавился Рольф Штоммелен, причём инцидент с его участием стал поистине трагическим. На болиде немца оторвалось заднее антикрыло, в результате чего его машина врезалась в людей. Погибли пять человек, гонку пришлось остановить. Впервые в практике «Формулы 1» за этот этап участникам начислили половинные очки. Трассу в Монжуик-парке исключили из календаря соревнований навечно.
Гран-при Великобритании 1976
Как и в прошлом случае, причиной скандала стала авария. Причём участниками выступили всё те же лица: Лауда, Регаццони и Хант, к которым добавился Жак Лаффит. Стюарды остановили гонку, а любимцу трибун Джеймсу Ханту отказали в рестарте из-за плохого состояния болида. Фанатам пришлось сильно надавить на судей, чтобы всё-таки выпустить британца на запасной машине. Этап мог бы закончиться хэппи-эндом, потому что Джеймс пришёл к финишу первым. Однако спустя два месяца FIA аннулировала результаты всех, кто воспользовался резервным автомобилем, и победителем Гран-при объявили Ники Лауду. Однако это не помешало Ханту взять сезон.
Гран-при Испании 1997
Многие считают Михаэля Шумахера образцом выдержки и порядочности. Однако даже Красный Барон был способен на подлые поступки. В Хересе он умышленно выбил с трассы своего основного соперника в борьбе за чемпионский титула Жака Вильнёва. Скандал стал настолько позорным для Шуми, что стюарды лишили его вообще всех очков в сезоне. Вильнёв, кстати, титула добился.
Гран-при США 2005
Эта позорная гонка известна шинным скандалом. «Мишлен», услугами которой пользовалось большинство команд, снабдила машины повреждёнными покрышками. Большая часть пилотов бойкотировала гонку, а на старт вышли только «Феррари», «Джордан» и «Минарди», которые «обувались» в «Бриджстоун». «Красные», проваливавшие сезон, легко опередили аутсайдеров, но этой победе мало кто радовался.
Гран-при Сингапура 2008
По титулу самой позорной победы в истории эта гонка легко поспорит с Индианаполисом 2005. После слабой квалификации и проблем с топливоподачей, Алонсо оказался лишь 15-м на гриде. Команда предложила залить минимум горючего, чтобы со старта пробиться в головную группу пелотона.
До этого момента план был чистым. Однако затем партнёр Фернандо, Нельсон Пике-младший врезался в ограждения буквально на ровном месте. На трассу выехал пейскар, чем с радостью воспользовался Алонсо, уже успевший побывать в боксах. Так испанец легко поднялся сначала на пятое, а чуть позже из-за оттянутого пит-стопа и на первое место.
Афера вскрылась через год, когда Пике сообщил миру, что он разбил болид по указанию руководителя «Рено» Флавио Бриаторе и технического директора Пэта Симондса. Боссы делали ставку на Алонсо. Бразильца оправдали за чистосердечное признание, но общественность почему-то именно его до сих пор считает главным жуликом «крашгейта». В то же время, Бриаторе и Симондс отделались условными наказаниями. Первый теперь ведёт счастливую жизнь миллионера, второй стал техническим директором F1. Результаты гонки оставлены в силе.
Гран-при Австралии 2009
Люди склонны обманывать друг друга, в чём лично убедились стюарды этапа. Под занавес гонки Роберт Кубица и Себастьян Феттель столкнулись, что привело к вызову машины безопасности. Под жёлтыми флагами сначала Льюис Хэмилтон обогнал Ярно Трулли, затем итальянец то же самое провернул с британцем. Про второй обгон будущий шестикратный чемпион мира судьям рассказал, а вот про первый забыл… Говорят, зачинщиком лжи стал инженер Дэйв Райан, который позже лишился работы. Трулли спустя некоторое время вернули законный подиум, а Льюис чуть было не ушёл из гонок со стыда. Если верить его словам, конечно.
Гран-при Германии 2010
И вновь Алонсо, и вновь ставка команды на испанца. Однако в этот раз Фернандо в паре с Фелипе Массой выступал за «Феррари». В те времена использование командной тактики запрещалось. Однако после фразы «Фернандо быстрее тебя», бразилец подвинулся с первой позиции. «Феррари» отделался штрафом $100 тыс., а карьера Массы покатилась по наклонной. Эта позорная слабость стала точкой невозврата для пилота.