Мы начинаем цикл статей, в которых будем подробно разбираться в законе "О защите прав потребителей" (далее - ЗОЗПП) и рассказывать,
как его использовать в повседневной жизни.
У покупателей часто возникает необходимость вернуть купленный товар продавцу, например, когда в товаре обнаружились какие-либо недостатки (товар ненадлежащего качества) или же, когда товар просто не пришелся по вкусу/размеру/фасону и тд. (товар надлежащего качества).
В каждой из этих ситуаций, а также, в зависимости от множества других факторов, закон предусматривает различные права и обязанности продавца и покупателя, процедуры и сроки. Чтобы в них разобраться, мы разработали подробную схему возврата товара:
Кто может пользоваться правами, предусмотренными законом?
Права и ганатии ЗоЗПП распространяются на любого покупателя (он же потребитель), который покупает товар, заказывает работы или услуги для своих личных, семейных, домашних или бытовых нужд у организаций или индивидуальных предпринимателей (это указано в преамбуле Закона "О защите прав потребителей").
То есть, когда вы покупаете хлеб, чините автомобиль в сервисе, стрижетесь у парикмахера или заказываете товары в онлайн магазине, во всех этих случаях, вы являетесь потребителем и пользуетесь всеми правами, указанными в ЗоЗПП.
Индивидуальные предприниматели пользуются всеми правами потребителей, когда приобретают товар не в целях осуществления своей предпринимательской деятельности (для извлечения прибыли), а в целях удовлетворения своих личных нужд (п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Закон о защите прав потребителей не распространяется на нотариальные услуги, оказание юридической помощи адвокатами (но не другими лицами или компаниями), участие граждан в ЖСК, ТСЖ и кооперативах.
Другие факторы (вид, количество товара, место нахождения продавца, онлайн-покупки, и т.д.) не влияют на обязанность продавца соблюдать все гарантии, устанавленные законом.
Однако в зависимости от вида товара, заявленных покупателем требований и других деталей, закон устанавливает различные права и обязанности сторон, сроки и процедуры при возврате товара.
Подробно о каждом из них мы и расскажем в нашем цикле статей:
- как вернуть продавцу купленный товар без недостатков;
- как вернуть продавцу товар с недостатками;
- как вернуть технически сложный товар;
- особенности возврата товара в интернет магазинах;
- как подать на продавца в суд по месту своего нахождения и без оплаты гос.пошлины;
- какие штрафы и расходы можно взыскать с продавца;