Найти тему
Научный дозор!

Когда Газпром достроит «Северный Поток – 2»? Рассмотрим возможности без истерик, спекуляций и политики.

Последние дни в России магистральный трубопроводный транспорт стал популярнее футбола, хоккея и даже обсуждения подробностей светской жизни «звезд» эстрады. Из всех экранов несется «Достроим Поток!», «Нет, все пропало!», «США совсем распоясались», «У нас есть хитрый план на этот случай» и т.д. Попробуем разобраться в ситуации спокойно, без истерических криков и псевдо-экспертных мнений? Только факты, ну и немного логики.

Итак, что же все-таки случилось? Ведь уже долгое время из-за океана раздавались призывы остановить «Северный поток - 2». Но преодолеть внутриполитические интриги в конгрессе США удалось только недавно. 17 декабря Сенат США одобрил оборонный бюджет на 2020 год, в котором прописаны санкции против участников строительства российских морских трубопроводов. Президент Трамп тоже не порадовал и моментально утвердил санкции. Основной строительный подрядчик, швейцарская компания «Allseas» тут же прекратила работы. А ведь счастье было так близко, до окончания строительство оставались считанные десятки километров…

И началось! «Да мы их!», «Да они такие-сякие», «А вот нечего было с Америкой ссорится!» и т.д. И главное никакой конкретики о том, что же Газпром собирается делать дальше. В этом мутном потоке предположений и планов, больше всех отличился Алексей Рахманов, глава Объединенной Судостроительной Корпорации, выдав в информационное пространство идеальный набор нелепостей. Он предложил построить с нуля новый трубоукладчик, такой же как у швейцарцев и запросил на это 6 лет. Пусть, дескать, труба пока полежит на дне. При этом господин Рахманов зачем-то сослался на опыт строительства силами ОСК действительно интересного объекта – платформы Приразломная в Печерском море, «забыв» при этом, что эта платформа в девичестве называлась «Хаттон» и была куплена у норвежской компании Monitor. У нас ее только адаптировали к нуждам заказчика. Но не будем очень строги, глава ОСК просто попытался найти для своей компании новый крупный заказ, просто сделал это довольно коряво.

Так вот, корабли, чтобы достроить СП-2, имеются прямо сейчас, ждать столько времени не нужно. Компания «"Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС) владеет двумя трубоукладчиками – «Фортуна» и «Дефендер», а в составе «Газпромфлота» есть третье подходящее судно – «Академик Черский». МРТС имеет опыт строительства следующих объектов:

- Сахалин-1. Фаза I. Трубопровод. 2 нитки по 40 км.;

- Варандейский нефтяной терминал. Трубопровод 27 км. ∅ 820 мм.;

- Подводный переход через пролив Невельского. Газопровод 21 км. ∅ 1 020 мм.;

- Обустройство Киринского ГКМ. Морские трубопроводы разных диаметров общей протяженностью 90 км.

- Подводный переход через Байдарацкую губу. 4 нитки газопроводов по 70 км. ∅ 1 220 мм.

"Дефендер" и "Фортуна"  АО "МРТС"
"Дефендер" и "Фортуна" АО "МРТС"

Выглядит довольно солидно, хотя следует отметить, что проходила информация, что две нитки из четырех перехода через Байдарацкую губу уже всплыли. В чем же проблема? И вообще почему МРТС не строил весь объект?

Ответ есть. Это скорость и амбиции. Во-первых, корабли МРТС способны обеспечивать скорость строительства около 1 км в день, а швейцарские трубоукладчики укладывали до 5 км. Не зря же, Pioneering Spirit – это крупнейшее и наиболее современное судно такого рода! Во-вторых, руководство Газпрома любит международные кооперации. Бескорыстно или нет, не знаем. Но той же «Фортуне» немного работы перепало – судно укладывало трубу на российском шельфе в начале СП-2.

Pioneering Spirit швейцарской компании Allseas
Pioneering Spirit швейцарской компании Allseas

Но главная проблема с кораблями МРТС в другом. Когда получали разрешение на строительство участка СП-2 в территориальных водах Дании (помните эту долгую историю?) в условиях оказалось требование, что прокладку могут осуществлять только трубоукладчики, оборудованные так называемой системой динамического позиционирования. Это система, которая автоматически контролирует судно для удержания его позиции и курса исключительно посредством активного использования судовых движителей. Аналог автопилота, если по-простому.

Суда МРТС «Фортуна» и «Дефендер» такой системой не обладают. Это баржи с якорным позиционированием. В принципе это не менее надежно, но по бумагам оно не проходит. Хотя оставшийся участок, с глубинами менее 100 метров вполне возможно было бы достроить силами МРТС.

Кстати, не думаем, что тут нужно искать козни злобных датчан. Скорее всего, когда получали разрешение, какой-то ленивый чиновник из Газпрома просто переписал в заявку параметры трубоукладчиков Allseas, у которых система динамического позиционирования, безусловно, есть. Или просто передоверил оформление этих бумаг подрядчику, т.е. швейцарцам. Для России это нормальная практика – свалить максимальное количество работ на подрядчика. Ну а датчане так и утвердили.

Но одно судно, подходящее под разрешение у России есть. Этот тот самый «Академик Черский», базирующийся на Дальнем Востоке. Его Газпром по случаю купил в Сингапуре и использовал в своих сахалинских проектах. Но, похоже, он на ремонте, по крайней мере, совсем недавно был тендер на поставку оборудования для этого судна. В любом случае от Находки до Балтики путь неблизкий: нужно обойти всю Африку. Вряд ли зимой трубоукладчик поведут по Северному Морскому Пути. Таким образом, «Академик Черский» окажется в Балтийском море не раньше, чем через 2-3 месяца…

"Академик Черский" - надежда России?
"Академик Черский" - надежда России?

Так какие могут быть варианты у Газпрома?

Первый - уговорить швейцарцев еще немного поработать. По условиям санкций у них 30 дней на сворачивание работ. Но они так испугались, что сбежали с опережением графика. А с их скоростью могли бы и успеть достроить хотя бы одну нитку. Этот вариант маловероятный, сами понимаете.

Второй вариант – починить и перебросить на Балтику «Академика Черского». Оставшиеся две нитки он, правда, достроит не раньше, чем через года полтора, учитывая скорость укладки и то, что он у Газпрома один.

Третий – менять условия датского разрешения использовать еще и суда МРТС. Дании нет смысла упираться, раз уже прогнулась. Да и немцы помогут. В таком случае есть перспективы закончить стройку к концу 2020 года.

И Газпром это понимает. Не зря же в новый транзитный договор с Украиной именно на 2020 год запланирован наибольший объем транзита - 65 миллиардов кубометров. Когда подписывали контракт, видимо, уже дошло, что никакого СП-2 в 2020 году не будет…

В завершение, лирическое отступление. А зачем вообще это Америке? Все равно ведь СП-2 достроят? Ну и зачем так демонстративно показывать немцам их место? Есть одна версия. Она не подтверждена данными, но кажется элегантной. Это все элементы торга между США и Германией. Американцы хотят получить с немцев что-то свое. Возможно, контракты на СПГ или на закупку оружия, или вообще что-то третье, кто знает? Но смысл скорее всего в этом. США слишком любят деньги, чтобы совершать такие жесты бесплатно… Короче, поживем-увидим 😀

P.S. О дальнейшем развитии событий в этой истории можно прочитать по этой ссылке.