Холст метр семьдесят на два.... Самое пугающее в работе художника - начало. Особенно, когда поле деятельности - с его собственный рост.
И вот холст стоит, зияя белоснежной дырой в пространстве мастерской, а живописец просто боится к нему подходить...
Мало кто задумывается, насколько сложно художнику настроиться перед таким масштабным проектом. В голове чехарда из оттенков, форм кистей, вариаций расстановки композиции. Приступая к работе, художник обычно уже прошел все этапы в голове и точно знает, какой работа получится в итоге. За исключением небольших нюансов, так оно и бывает, но пока эта мешанина не прекращает двигаться в его голове, подходить к холсту просто бессмысленно. Можно перевести зря массу красок и трудочасов. Поэтому художник ждёт. А время идёт. День, неделя, месяц, год. И нервы натягиваются каждый день покруче корабельных канатов. Художник может написать картину за неделю, за 3-4 дня, но перед этим полгода ежедневно вынашивать ее в голове. Окружающим кажется, что художник ленится; идёт день за днём, а он всё не начинает работу. И со стороны совсем не ясно - почему, ведь что может быть проще - вот холст, вот краски...
А художник боится все испортить, ведь в голове проект еще не готов. Еще нет вдохновения, потому что идея не доработана, образ окончательно не построен и результат не спрогнозирован. Можно взяться за кисти под давлением сроков заказа или осуждением близких, или самокритикой. Но работа написанная без вдохновения отличается от той, которая создана на пике творческого подъема. Вдохновляет именно результат, на который рассчитывает художник в итоге. Именно это радует в процессе - ожидание того, как восхитительно всё получится. Каждый художник прекрасно понимает, на что он способен. И идеальный итог, к которому хотелось бы стремится - не всегда одно и то же, что объективно художник видит в конце своей работы. На это влияет масса переменных, но только в случае, если реально возможный результат устраивает художника - он смело берется за кисть. Во всех остальных случаях он лишь вынужден это сделать. Либо, если может, не делает совсем.
Великие и известные рисовали годами, переписывали картины по нескольку раз. Этого знания достаточно, что бы понимать, что даже у гениев не получалось родить сразу то, что нужно.
Если рядом с вами живёт художник (ремесленник, швея, хендмейдер и т.п.) - не осуждайте его за то, что ему порой так трудно просто начать. Собраться с духом и мыслями. День за днём, час за часом внутри него идёт работа. Уже. Тихая и незаметная. Не видная глазу. Человек может быть задумчивым, раздражительным, беспокойным или печальным. Просто поддержите его в этот момент. Позовите пить чай или на прогулку, расскажите о том, как любите наблюдать за ним, когда он творит, расскажите о том, какие эмоции вызывают у вас его работы. И позвольте художнику самостоятельно выбирать момент, когда начать. Только он сам знает, когда готов. Будьте рядом, но не давите. Это всё, что от вас требуется, но это действительно может помочь.
Если же вы сами художник - расслабьтесь и дайте себе время. Без угрызений совести, без чувства вины и досады. Не сравнивайте себя с другими - вы никогда не узнаете, сколько скрытой работы происходит в их мозгу. Лучше изучайте себя - что помогает вам настроиться на работу, какие запахи, вкусы, звуки, люди или места помогают вашему творческому потенциалу проявить себя? Записывайте свои наблюдения и используйте эти знания о себе в момент, когда вдохновение покидает.
Успехов вам, творческие!
Ваш артМОТиватор Анастасия Озерова.
***
Статьи по теме на канале: Как не пропустить момент, когда ты уже готов приступить к творческой работе.
Подписывайтесь на канал Психология Творчества и читайте больше любопытных фактов, полезных советов и интересных историй о творческом мозге и мышлении.