Не все безоблачно и прекрасно в царстве искусства. Как и любая социальная сфера, культура подвержена всякого рода кризисам, застоям, революциям и т.д. однако, в конечном итоге, все это толкает паровоз дальше, давая стимул новому развитию и новой эстетике.
Один из самых известных упаднических кризисов разразился на рубеже 19-20 веков, когда всеобщее уныние достигло апогея, захлестнув и творческую среду.
Причиной декадантства в искусстве послужил кризис общественного сознания как такового. Старые ценности теряли свою значимость, смерть и небытие, вечная рефлексия завладела умами творческого большинства.
Глубина уныния небытия показана в жутковатой картине Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». Загробный сюжет в духе древней мифологии про покойника, пересекающего священные воды в поисках последнего приюта. А этот приют, символ вечности, на самом деле – ничто, пустые каменные стены среди унылой растительности. Для чего же придавать смысл жизни, если конец так быссмысленен и безрадостен?
Михаил Врубель тоже отчисляется к декадентам. Его вечно рефлектирующий демон во множественных проявлениях, как раз символизирует отрицание старых ценностей, потерю пути и вечные думы, в попытках выйти из тупика бессмысленных жизненных метаний, пошлой мирской суеты.
Декаденты, тем не менее, значительно расширили художественные методы, привнесли новые техники и стилистику. Иногда она могла шокировать, даже пугать нарочитой некрасивостью, уродством, но и привлекала новизной посылов.
Интересно и даже романтично влияние декаданса изобразил Рамон Касас в работе «Юная декадентка». Особа в черном одеянии развалилась (иначе не скажешь) на подушках с видом разочарования и явного безразличия ко всему на свете. В руках она держит потрепанную книжицу, всем своим видом показывая, что ей глубоко безразлична бренность непостоянных человеческих эмоций.
Декаденты не боялись проявлять интерес к табуированным темам и показывать известные события под новым углом. Часто они совершали нападки на христианскую историю, оставляя позади мнения недовольной толпы, о том, что Христос выглядит ужасающим мертвецом, или неприлично реален или что-нибудь в этом духе.
Они рисовали чувственность и страхи, смерть, такой, какой ее боится большинство людей – бессмысленной и конечной, ничего не скрывающей позади себя. Ни тайн, ни перерождения, ни надежды.
Или это была переосмысленная мифология, где герои лишены идеализированной романтики, проявляют слабости и пороки, и вообще, ставятся в один ранг с самыми обычными смертными. Что, по сути - опасное явление, ибо отрицание авторитетов может вывести на путь разрушительной анархии.
В искусстве этого периода нельзя встретить гражданских тем и политики, все это казалось настолько неважным последователям упаднической идеологии, что трансцендентное и сверхъестественное невольно вышло на первый план.
Этап духовных поисков рубежа веков вывел искусство на качественно новый уровень, через него выработались новые техники, через техники – новые потрясающие стили, подарившие миру множество шедевров. А значит, кризис имеет большую позитивную задачу: перезагрузить сознание и вывести человека и его творческий потенциал на новую ступень развития.