Найти тему
Опусы

Наш опыт адаптации к детскому саду

Рисунок с сайта https://www.kras-dou.ru/
Рисунок с сайта https://www.kras-dou.ru/

Для меня приучение ребёнка к ясельной группе в детскому саду — самый серьезный стресс после родов. А что говорить о ребёнке, который должен привыкнуть к новым взрослым, к коллективу орущих, дерущихся, нередко больных детишек, к новому режиму, еде, правилам, в конце концов?!
Это стресс сродни поступлению на новую работу в новой стране для взрослого. Представляете?

Ребёнок идёт в детский сад, а у мамы мысли: кто его успокоит, когда он будет плакать, заметят ли, если малыш испачкался, стал мокрым, вдруг он замёрзнет...
И вот моя первая ошибка: я пропускаю переживания ребёнка через себя, расстраиваюсь из-за любого дискомфорта моей дочери в новой обстановке, не говоря уже о её слезах. Надо такие явления воспринимать как норму, как временный переход к новому статусу ребёнка — «садичному». И надо «отпустить» его. Тревожность мамы только мешает этому важному для семьи шагу.

Рисунок с сайта https://static.mykonosticker.com/
Рисунок с сайта https://static.mykonosticker.com/

Адаптация к детсаду - ещё то испытание для родителей! Многие не выдерживают, и если есть возможность, забывают о детсаде минимум на год. Некоторые и вовсе ограничиваются, вплоть до школы, посещением на несколько часов в день (обычно два—три раза в неделю) развивающих детских клубов. У меня не было такой возможности. Поэтому все мои дети ходили в детсад.

Со старшей мы особо не готовились к детсаду. Проверили здоровье, отдохнули в санатории. И пошли в 2 года 2 месяца в ясли. Когда я в первый раз оставила дочь на один час на прогулку, то не находила себе места. Мне было очень плохо. Я каждые пару минут смотрела на часы и прибежала на площадку раньше времени. Дочка была зажата: столько детей на небольшом участке с чужой тётей (воспитатель была, надо сказать, замечательная). Еще так пару дней, а потом в группу. И начались болезни и плач. А я через две недели вышла на работу. И отводила дочь со слезами, и забирала такую же. Но без истерик. 2 дня ходим, 2 недели болеем. До скорой, бронхоспазмов и предастмы. Врач сказала, что это психосоматика. Но лечились серьёзно. 2 года в таком режиме. Говорили, что дочь "несадиковая", что ей дома интересней, чем в детсаду. Конечно, первая дочка и внучка, ей всё внимание и забота. Только ближе к 5 годам дочь стала ходить в сад с удовольствием.

Со средней было немного проще. Пошли тоже в 2,2 года. Я уже знала страшный первый период адаптации. Психологически готовилась его перетерпеть. Мы с дочкой ходили на экскурсию в сад, читали детские книги о садике, разговаривали об этом. Первые два дня было хорошо: по 2 часа на участке, тоже с хорошим воспитателем. На третий день дочь устроила при прощании истерику и даже со мной не согласилась гулять в саду. На следующий день увлеклась игрушками в группе. Но потом такой фокус не стал проходить. Без истерики дочь в саду не оставалась. Она падала на пол, бралась за меня мёртвой хваткой, пиналась, кусалась, если её от меня отрывали. Пару недель так. Потом пошло на спад. Она поняла, что истерики не помогают. С утра просто начинала хныкать, что не хочет идти в садик. И решила капитально заболеть. Бронхит, с уколами. И потом почти заново привыкали. Но уже где-то две недели. Хныкала дочь около года. В младшую группу уже ходили нормально, а потоми вовсе - с удовольствием.

С младшей я решила подойти к адаптации более основательно. Мы пошли в ясли в 1 год 9 месяцев. Я месяц ходила с дочкой в садик: гуляла на площадке, даже недели две заходила на обед с ней в группу. И несмотря на это, дочка всё равно хныкала, но без истерик и серьёзных болезней. Потому что при любом недомогании (даже если она плохо спала ночью) я оставляла её дома. От завтрака до сончаса я оставляла младшую почти полгода, прежде чем начать водить дочь на весь день. Да, неудобно. Но я могла позволить себе растянуть удовольствие, на работу пока ещё не надо выходить.

И психическое, и физическое здоровье ребёнка мне важнее обсуждений моего поведения другими мамочками за спиной. Ведь теперь, когда я забираю дочь из сада, она довольная говорит, что в садике ей понравилось и завтра она опять туда пойдёт. Поэтому принцип - медленно, но верно - в нашем случае оказался самым верным.

Конечно, родителям надо готовиться к приобщению ребёнка к детскому саду: физически, психологически, поведенчески (умения, режим), финансово. Готовишься, готовишься, а тут... часто оказывается, что всё идёт не по плану. Надо быть готовым и к такому внеплановому стечению обстоятельств.

Многие мамы считают, что детсад не важен. Но без этого этапа социализации ребёнку потом будет нелегко в школе (если только вы не сторонники домашнего обучения). В классе моей средней дочери есть несколько ребят, которые не ходили в детсад. Им было тяжело влиться в коллектив, особенно подчиняться правилам школы. Система образования в нашей стране, точнее - классно-урочное среднее образование - не позволяет с каждым ребёнком индивидуально строить учебно-воспитательный процесс. Поэтому стоит адаптироваться к системе раньше, с детского сада.