Найти тему

Откуда евреи на Руси?

То, что евреи сорок лет шли из Египта в Палестину, знают все. Но зачем они покинули Землю Обетованную и мигрировали на север, История умалчивает.

От Македонского до Батыя

Как рассказывают древние писания, на землях, ставших впоследствии территорией Российской Империи, люди иудейского вероисповедания стали селиться добровольно после того как в 336—330 годах до н.э. македонский царь Александр III Великий разгромил Персию. Брат последнего персидского ахеменидского царя Дария III Оксафра выдал свою дочь Амастрис за правителя греческой колонии Гераклея Понтийская Дионисия, который разрешил проживать соплеменникам супруги и евреям-персидским воинам на Гераклейском полуострове Крыма. Первым пристанищем евреев стал Херсонес Таврический, откуда они постепенно начали расселяться по Крыму и Тамани, ставшей центром сосредоточения евреев.

Другим местом сосредоточения иудеев, пришедших из Персии через Дербентский перевал, стала столица Хазарского каганата город Итиль. Дошло до того, что во второй половине VIII века – начале IX века правитель Булан принял иудаизм в качестве государственной религии. Именно после распада каганата хазарские евреи массово мигрировали на северо-запад, на территории Галиции, Волыни и Польши.

В летописи 1117 года говорится о переселении под Чернигов хазар из Белой Вежи (Саркела) и основании ими поселения Белая Вежа, а также Жидово, Жидичев и Жидова вила. В X веке в Киеве существовала еврейская община, а в крепостной стене «Жидовские ворота». С XI века известна также еврейская община Чернигова. По всей вероятности, евреи Киевской Руси пострадали от монголо-татарского нашествия 1240 года, поскольку с тех пор о евреях на Руси долгое время ничего не было слышно.

Однако автор «Истории Российской» Василий Никитич Татищев (1686—1750) писал, что евреев было много в России во время Великого князя Владимира II Всеволодовича Мономаха (1053—1125, в крещении Василий), но в 1113 году общим определением всех князей они были изгнаны и предупреждены, что в случае возвращения будут убиты. «Изгнаны они, иуды из России за великие и злые душегубства убиения ядом лучших людей, людей русских. Распространение отравных зелий и тяжких смертельных заразительных болезней». На самом деле, 4 мая 6621 (1113) года киевские бояре призвали Владимира на княжение в Киев, поскольку киевляне занялись разбоем, напали на евреев и разграбили их имущество.

На западной границе

Изгоняемые из Англии, Франции, Испании и большинства других западноевропейских стран, и преследуемые в Германии XIV века евреи-ашкеназы приняли приглашение польского короля Казимира III селиться на территории королевства. Расселившись на территории Польши и Литвы, евреи начали постепенно занимать другие малонаселённые территории, входившие в Речь Посполитую, но не восточнее. Московские великие князья евреям селиться в их землях не позволяли. И не только селиться. Иван Грозный вообще запретил всякое пребывание евреев в Московии. После того, как в 1545 году в Москве сожгли товары еврейских купцов из Польши, король Сигизмунд II Август напомнил Ивану Васильевичу, что доселе московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, на что Иван Грозный ответил: «жиды… людей от христианства отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!». В феврале 1563 года войско Ивана Грозного овладело Полоцком, и 300 местных евреев, отказавшихся перейти в христианство, московиты утопили в Двине.

Царь Алексей Михайлович из занятых русскими дружинами городов евреев изгонял. Иудеи в присоединённых к Московии территориях права жить не имели, однако перешедшие в православие за крещение получали крупные пожалования и селились без ограничения. Согласно переписям 1676-го и 1684 годов, несколько евреев-выкрестов стали первыми жителями Мещанской и Новоиноземной слобод в Москве.

При Петре I выкресты оказались даже среди российской аристократии. Крещёными евреями были выходцы из Мещанской слободы вице-канцлер Пётр Павлович Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене Авраам Павлович Веселовский и генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга Антон Мануилович Дивьер. Однако въезд в Россию даже купцов-евреев был категорически запрещён. Но именно при Петре евреи «по недогляду» начали в значительных количествах селиться в приграничных с Польшей российских землях.

Взошедшая на престол Екатерина I 26 апреля 1727 года издала указ о высылке всех евреев за пределы Империи. А императрица Елизавета Петровна 2 декабря 1742 года повелела: «…из всей Нашей Империи, как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сёл и деревень, всех мужска и женска пола Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать; разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания, таковых крестя в Нашей Империи, жить им позволить, токмо вон их из Государства уже не выпускать»… А на прошении допустить евреев из Польши и Литвы для временной торговли в Риге и иных приграничных местах начертала: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». А Татищев констатирует что по указу «все изгнаны и впущать их наикрепчайше запрещено ... А поскольку ни совести, ни чести, ни правды у жидов и в помине нет, то впускать их обратно в Россию – деяние, много хуже государственной измены». Поэтому до 1772 года еврейское население в России практически отсутствовало.

Если бы ни Польша…

Однако все устремления Российской Империи избавиться от иудеев оказались тщетны, поскольку вошли в противоречие с желанием прирастать новыми землями. После разделов Речи Посполитой к 1795 году в состав Российской Империи вошли территории, на которых проживало большое число евреев. Иудеи там составляли 20% населения, но контролировали 75% польского экспорта. В обществе доминировало мнение о евреях как эксплуататорах. В 1783 году вошёл Крым. В результате, менее чем за столетие, к 1880 году, в Российской Империи стало проживать 67% всего еврейского народа, т.е. находилась самая большая в мире еврейская община.

Указом Екатерины II от 28 декабря 1791 года определялась «черта оседлости», где иудеям дозволено жить и заниматься промыслом. Первоначально в неё вошла Литва, Малороссия и Новороссия. В 1812 году после вхождения в состав Российской Империи добавили Бессарабию и в 1815-м — Царство Польское.

Указ Александра I от 11 апреля 1823 года запрещал с 1 января 1824 года все винные промыслы евреев-малороссов. Далее, чтобы положить предел «чрезвычайному размножению еврейского племени», последовал указ о запрете на переезд в Россию иудеям — подданным других государств.

Николай I в 1827 году обязал евреев отбывать 25-летнюю рекрутскую повинность, от которой те ранее были освобождены. Еврейских детей, в отличие от христиан, брали в рекруты с 12 лет и до 18-и направляли в батальоны кантонистов, причём, годы пребывания в кантонистах не засчитывались в срок военной службы. К тому же, квота призыва для еврейских общин составляла 10 рекрутов с 1000 мужчин ежегодно, хотя для христиан — 7 с 1000 через год. За податные недоимки, членовредительство и побег призывника требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов в удвоенном размере. Если бы такое положение дел не изменилось на протяжении нескольких десятилетий,
то иудеи в рядовом составе Русской Императорской армии могли бы по численности потеснить православных, к 1916 году их насчитывалось более полумиллиона. При этом, в 1844 году Николай I запретил принимать иудеев на государственную службу, «
доколе они остаются в еврейском законе». В обществе сложилось устойчивое мнение, что евреи лишены лояльности к государству и к нормальным взаимоотношениям с нееврейским населением. Сначала опиравшейся на религиозные предрассудки миф перерос в юдофобию. Единственным решением еврейского вопроса считалось приобщение их к религии и культуре великороссов.

Основная версия гибели Царя-Освободителя

В современной России стараются замалчивать очевидную причину убийства Царя-Освободителя Александра II, который отменил крепостное право, тем самым значительно ухудшив положение евреев, поскольку свободные крестьяне серьёзно потеснили их в традиционных промыслах. 1 марта 1881 года Александр II был взорван народовольцами, среди которых было много евреев. В ответ по 166-и городам и сёлам Российской Империи прокатились еврейские погромы. Их организаторы заявляли, что император Александр III разрешил «мстить жидам» за убийство отца «еврейскими революционерами». Александр III, действительно, из-за гибели отца на протяжении всей жизни питал просто «зоологическую ненависть к евреям» и поддерживал любое ужесточение политики по отношению к иудеям. И он был не одинок в благородном семействе. Став в 1891 году Московским генерал-губернатором, другой сын убитого Государя и брат Александра III Великий князь Сергей Александрович первым делом выселил из Первопрестольной 20 000 иудеев.

Кстати, после того как выходец из Польши, член боевой организации эсэров Иван Каляев 4 февраля 1905 года бросил «адскую машину» в карету Сергея Александровича, разделившего участь отца, защищал террориста адвокат-еврей Моисей Лейбович (Михаил Львович) Мандельштам, впоследствии, в возрасте 73 лет арестованный большевиками и 5 февраля 1939 года умерший в Бутырской тюрьме. А имя террориста с 1924-го по 1992 год носила ныне Долгоруковская улица в центральном округе столицы.

Введённая в 1894 году по инициативе министра финансов Сергея Юльевича Витте «винная монополия» на очистку спирта и торговлю водкой и другими крепкими спиртными напитками, начавшая ежегодно приносить в казну до 26% бюджета, обездолила четверть еврейского населения Империи. Так что упрёки в том, что евреи до этого спаивали Россию, имели под собой веские основания.

Согласно данным первой переписи населения Российской Империи, прошедшей в 1897 году, в границах Империи проживало 5 110 548 лиц иудейского вероисповедания. С девятого места по численности населения за столетие они переместились на пятое после русских, украинцев, белорусов и поляков, обогнав прибалтов и татар. При этом только 1,4% иудеев-россиян признали русский язык родным, а 97,9% родным указали идиш, удивительно схожий с немецким. В той или иной степени, владели русским языком только 24,6% иудеев. Однако возраст дожития новорождённого еврея составлял 39 лет, а русского — всего 28,7. К концу 1880-х годов доля евреев-революционеров составляла до 40%. И у меньшевиков, и у большевиков после раскола РСДРП, и у эсэров они были движущей силой. Именно евреи и стали «критической массой в русском революционном движении».

Еврейские погромы, которые случались с завидной регулярностью, были направлены на обуздание их протестного движения, имели экономические и религиозные, но никак не национальные корни.
А после опубликования 17 октября 1905 года «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» погромы охватили 660 населённых пунктов, было убито 1600 человек и более 3500 искалечено.
В период Русской революции 1905—1907 годов в «черте оседлости» евреи оказались самыми активными участниками революционных событий, хотя 1 980 000 евреев к началу Мировой войны страну покинули, причём, в поисках лучшей доли 78,6% переехали не на землю предков, а в капиталистически привлекательные Соединённые Штаты. Во время Первой мировой многие евреи были обвинены в сочувствии к Германии,
в измене и шпионаже и казнены по приговорам военно-полевых судов.

Революция открыла путь во власть

Коренным образом положение иудеев в России изменила Февральская революция, уже 3 марта 1917 года отменившая «все сословные, вероисповедные и национальные ограничения». Во власти оказалось много евреев, представляющих различные партии. И после Октября и в Совете народных комиссаров и руководстве РСДРП(б) евреи присутствовали всегда. Господствующая среди белых и петлюровцев юдофобия, склоняла евреев на сторону красных, тем более, что постановление СНК РСФСР от 25 июля 1918 года предписывало уничтожать всех «погромщиков и ведущих погромную агитацию».

С начала Первой мировой и до окончания Гражданской сотни тысяч евреев погибли на фронтах, от эпидемий, белого и красного террора, десятки тысяч эмигрировали, однако еврейское население Москвы с 28 000 в 1920-м выросло всего за три года до 86 000, а Петрограда —с 25 000 до 52 000. Согласно переписи населения, в 1939 году советских евреев со средним образованием на 1000 человек было втрое больше, чем русских, а с высшим образованием — в 9 раз! В стране до 1939 года выходила даже еврейская «Правда» («Дер Эмес»), которая наряду с пропагандой коммунистических идей публиковала объявления и памятки для эмигрирующих из СССР.

***

А потом началась Вторая мировая война. Гонения и уничтожение евреев в Германии и оккупированных ею землях эхом отозвались в послевоенном СССР. Еврейские погромы и дело «врачей-вредителей», расстрел членов Еврейского антифашистского комитета и нападки на «безродных космополитов» … ещё была «пятая графа». Кого винить в нынешних бедах России?

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!