В предыдущем своём небольшом репортаже, я показывал некогда богатый, а ныне вымирающий посёлок Басьяновский. В этой статье пойдёт речь о Басьяновской узкоколейной дороге, предназначенной для транспортировки торфа к торфобрикетному заводу.
Добыча торфа и его продажа - это основное занятие, зародившее посёлок. У людей была работа на торфопредприятии и на торфоразработках, зарплаты были достойные, они позволяли жить, ни в чём не нуждаясь. Снабжение продуктами и прочими товарами повседневного спроса тоже были на высоте. Но всё изменилось после лихих 90-х. Торфопредприятия не стало, но узкоколейная железная дорога сохранилась. Хотя и не в полном составе. Очень много железнодорожного полотна демонтировали заинтересованные лица. Я поспешил посмотреть на оставшееся железнодорожное полотно. Потому как и последнюю ветку узкоколейки хотели разобрать. Она имеет протяжённость около 17 километров. А сама узкоколейка ведёт к отстойнику торфосборочной техники. Её не разобрали на металлолом до сих пор. Это очень удивительный факт. Именно это обстоятельство меня заинтересовало и я отправился посмотреть на остатки техники, потому, как очень интересуюсь технологией советской добычи и переработки торфа. Пока я снимал обзор посёлка Басьяновский мимолётом поспрашивали о человеке с мотодрезиной, который мог бы за символическую сумму свозить нас на другой конец торфоразработок и привезти обратно. И такого человека мы нашли. Созвонились в назначенный день, его зовут Александр. Александр - коренной житель посёлка Басьяновский и у него есть в хозяйстве мотодрезина, которую он, как и все местные, называют "пионеркой".
Иногда проскальзывает другое название железнодорожного транспорта - "беда". Всё это из-за опасностей, происходящих на этом виде транспорта. Они иногда сходят с рельс и получаются аварии. Вообщем весело. Но не взирая на опасности отправляемся в путь по узкоколейке на торфяные болота.
Туда, где шла торфодобыча. Александр попутно рассказывал нам истории, происходившие на этом участке дороги. Рассказал, что железнодорожных полотна было два, ещё одно для встречных составов. На пионерке ехать первый раз достаточно страшно, особенно на поворотах, когда транспортное средство начинает бросать из стороны в сторону. Всё это происходит по причине прямых рельсов, они не гнутые, а именно прямые, но сварены многоугольниками. По дороге видели брошенные и сваленные в торфяное болото вагоны для транспортировки торфа. Глядя на них возникало ощущение, что рядом проходили боевые действия и их откинуло взрывом. Остановимся в месте отдыха, названным басьяновцами "у Степаныча".
Увидим несколько дорожных знаков, установленных энтузиастами. Достигнем нашей цели и посмотрим на оставшуюся советскую торфосборочную технику. Её на тракторной станции осталось более чем достаточно, я на такое количество даже не рассчитывал.
Сторож оказался родственником Александра, поэтому нам провели полную экскурсию по машинно-тракторной станции (она же отстойник техники).
На рельсах недалеко найдём целый состав вагонов, правда без паровоза-тягача. Получим уйму эмоций и отправимся обратно в посёлок Басьяновский.