Вот мы и подошли к последнему параметру формулы успешного обучения.
Как мы помним, для успешного обучения важно присутствие материальных объектов, которые помогают ощутить изучаемый предмет, лучше понять механику обучения.
Напомню, что по П.Я. Гальперину есть 6 стадий приобретения навыка:
1. Мотивация
2. Схема итогового действия
3. Практическое освоение навыка с использованием предметов
4. Перенос действия в речевой план (внешнеречевые действия) Проговариваем действие
5. Перенос действия во внутренний план (обговариваем действие уже только про себя)
6. Приобретенный навык выполняется автоматически, без участия сознания.
Так вот начиная с 4 пункта полезно задействовать абстрактные понятия.
В упражнении, например, на различение форм уже можно вводить абстрактное понятие квадрат. Есть предмет квадратной формы, а есть понятие — квадрат — геометрическая фигура с прямыми углами и 4 равными сторонами. Просто упомяните об этом, рассуждая о вариантах решения задачи по различению форм. Отвечайте на вопросы, если они появятся. Без абстрактного понятия – число не обойдутся занятия по обучению счета.
Не волнуйтесь, что ребенок вас не поймет.
Самое первое абстрактное понятие, с которым сталкивается человек знакомо нам с момента рождения, это боль. Она нематериальна, ее ощущение невозможно передать собеседнику, при этом она оказывает на нас огромное, сокрушительное действие.
Таким образом, мы понимаем, что неощутимые абстрактные понятия имеют огромное влияние на нашу жизнь, а значит и в обучение нужно обязательно из включать. Они помогут ребенку научиться рассуждать в поисках решения задач, создадут полноту картины мира, займут свое место в сбалансированной системе знаний, которую человек расширяет в течение всей своей жизни.
#формулаобучения #обучениедошкольников #развитиедошкольников #воспитаниедетей #абстрактныепонятия