Найти тему
Русский архив

Как все начиналось. Наш Новый год

Встреча Нового года немыслима без украшенной елки, без боя часов на Спасской башне Кремля и бокала игристого. Это ритуал. Так встречали Новый год наши отцы и деды.

И кажется, так было и триста лет назад.

Существующая ныне традиция встречать этот праздник в полночь с елкой и шампанским принадлежит советскому периоду нашей истории.

И возникла она в середине 1930‑х гг. Это время ассоциируется обычно только с чудовищными репрессиями, которых было много как до 1937 г., так и после.

Но быт той поры — не только тюремные застенки. В 1934 г. произошла отмена карточной системы, и, как провозгласил вождь Страны Советов Сталин, «жить стало лучше, жить стало веселее». И действительно, продукты, в том числе и деликатесные, во всяком случае в Москве и Ленинграде, не только появились, но и стали доступными для большинства работающих граждан.

-2

Старый славянский календарь встречал Новый год 1 марта. Отсюда, видимо, известная поговорка «что посеешь, то и пожнешь», или «доброе начало — половина дела».

В 1492 г. празднование Нового года перенесли на 1 сент. и считали время не от Рождества Христова, а от Сотворения мира. И с этих пор прижилась другая истина: «цыплят по осени считают»

***

19 и 20 дек. 7207 г. от Сотворения мира, или 1699 г. от Рождества Христова Петр I издал два революционных указа, которыми провозгласил отмечать Новый год 1 янв.

Это торжество уже не было привязано к сельско-хозяйственным работам, как 1 марта или 1 сент.

Петр I словно объявил, что Московия вступила в индустриальную эру, и не село, с его сменой времен года, а «безвременный» город, которому «к лицу» вечнозеленая хвоя, теперь правит страной.

Вот здесь и обнаружилась детективная история.

Будущий император, видимо, не знал, что Иисус родился не в нулевой, а в первый год Христовой эры. И потому полагал, что 1 января 1700 г. россияне должны праздновать не только рождение новой традиции, но и нового века. Заблуждение прижилось. Споры о том, в какой год начинается новый век, продолжались накануне и XIX, и XX, и даже XXI столетий.

***

Петр I постановил отметить два знаменательных события (новый год и новый век) великолепными пиротехническими потехами, велел москвичам 1 января поздравлять друг друга, а также украсить ворота домов ветками вечнозеленых растений — сосен, елей и особо чтимого царем можжевельника, которые полагалось сохранять в неприкосновенности семь дней.

Эти ветки еще никак не напоминали нашу елку — символ вечной жизни. Скорее другое. Петр I, похоже, связывал эти вечнозеленые растения с лавровыми венками славы. Он хотел начать XVIII в. как век торжества, который вырвет Россию из тьмы азиатского (для всей цивилизованной Европы) небытия.

С тех пор Петр I в ночь под Новый год или в первые дни наступившего года публиковал какие‑нибудь сногсшибательные для России законы, которые нервировали народ. Как будто времени другого у царя не было!

Вот 4 янв. 1700 г. провозгласил указ «О ношении платья на манер венгерского». 30 дек. 1701 г. «О писании людьми всякого звания (включая крестьян) полных имен своих с прозваниями во всяких бумагах частных и судебных делах подаваемых».

В России с тех пор больше не должно было быть Васек да Ивашек, а были в употреблении только полные имена-отчества. Объявленный 30 декабря 1701г. закон вступал в силу (!!!) с 1 января 1702 г.

Что же произошло с переносом Нового года на 1 янв.?

Произошло то, что Петр I вставил этот самостоятельный для старых россиян праздник в сердцевину Святок: с ночи на 25 дек. (Рождество Христово) до 6 янв. (Крещение) россияне веселились. Это период мясоеда, когда не действовали никакие ограничения в пище и питье.

Раз гульба начиналась с 25 дек., к 31‑му она, видимо, уже теряла остроту. Возможно, поэтому никакой специальной программы встречи Нового года в полночь, как мы ее понимаем сегодня, при царском дворе у Петра I и вообще не наблюдалось.

Петр I, если не был в военном походе, то 31 дек. отправлялся в мыльню. А потом, как это было 31 дек. 1714 г., шел в свою токарню. Там поел, там, похоже, и заночевал, судя по лапидарным записям Камер-фурьерского журнала. В дальнейшем у его преемников не происходило никаких существенных перемен в праздновании новогодней ночи. Так было и век, и два, и маленький кусочек ХХ столетия…

Татьяна Забозлаева для Русского архива

Подписывайтесь на канал Русский архив

Читайте "Шампанские" дамочки

Главное вино Российской империи. История шампанского