Эссе
Меня родные уже называют ненормальным за мои пешие прогулки по Махачкале. Но просто я – романтик, и мне не нравится наш городской общественный транспорт. Махачкалинские маршрутки – пропахшие бензином, заплеванные семечками и – особенно летом – раскаленные от жары и отсутствия кондиционера – просто адский способ передвижения. Вчера за 1 час 48 минут дошёл до посёлка Семендер, где обитают одни родственники. Шёл по трассе вдоль Проспекта Имама Шамиля (Быв. Проспекта Калинина)– ул. Акушинского вплоть до Новой Автостанции (Северной). Однако проспектом назвать эту трассу просто невозможно. В голове во время этого нелегкого путешествия появились очень занимательные мысли о нашем городе.
На самой длинной улице Махачкалы практически нет тротуаров, почти весь проспект бурно застраивается магазинами и автозаправками. Такое ощущение складывается, что идешь по строительной площадке или автотрассе, где присутствие пешеходов – нечто невообразимое. Я понимаю, что по этой улице проходит отрезок трассы Ростов-Баку (хотя существует и объездная дорога – вокруг города), однако это же по идее – главная улица города?!
Никаких достопримечательностей на протяжении почти 10 километров. Один только знак «Махачкала» - некая скульптурная арка – в районе Троллейбусного кольца – но её трудно отнести к шедеврам мирового зодчества… Раскиданный хаотически, строительный мусор был очень некстати – и мешает пешему прохождению данного «проспекта». Среди его завалов, среди стихийно вырытых и так и не засыпанных ям и канав вдоль всей Акушинского можно смело начать съёмки научно-фантастических фильмов - антиутопий, типа римейка «Сталкера» Андрея Тарковского или «Кин-дза-дзы».
Особенно опасно было идти вдоль АЗС - при столь интенсивном движении, (ежедневно по этому проспекту проносится десятки тысяч автомобилей), в любой момент я рисковал быть сбитым въезжающими или выезжающими с заправки машинами. Пешеходов на всём протяжении маршрута встречал всего пару человек - и все они были прекрасными девушками, одна на ходу играла на своей Nokia какую-то игру , зато - особенно за Финансово-Экономическим колледжем - много попадалось мирно пасущихся коров. Зелени тоже очень мало, и растёт она хаотически – как в наших родных горах, а Светофоров ещё меньше, перейти дорогу довольно-таки тяжело.
Что же до подземных переходов, пока я не слышал, что они в Махачкале появятся, хотя потребность в их строительстве, хотя бы на таких загруженных трассах, давно созрела. В советские годы говорят, был один переход – за Новой автостанцией, но сейчас он уже давно используется для сброса мусора. Признаюсь, не подозревал, что мой город - практически весь - одно-двух этажный, но это факт. Мещанское счастье в его ярко выраженном варианте – дагестанец обязан построить дом, создать семью, вырастить сыновей, а потом, правда, часто случаются затяжные конфликты – из-за дележа этого дома - между сыновьями…
По проспекту Шамиля девятиэтажки встречались крайне редко - лишь небольшой район у самой Новой автостанции, причём, ещё не совсем облагороженный, но воздух там гораздо чище, чем в городе – сказывается близость Тарки-Тау…
Итак - основные вехи пути: всё расширяющаяся в пространстве Центральная Мечеть - Советский РОВД, Гостиница "Патриот", ставшая на деле семейным общежитием - автодорожный институт, откуда в это время медленно выползала тёмная жижа студентов - Супермаркет "Караван"- далее мимо кожвенбольницы на горке - собственно, Новая автостанция, практически недоступная для подъезда автотранспорта из-за огромного количества торговых точек, её облепивших.
Тут – весь Дагестан – говор разных наречий, люди, одетые в пестрые наряды – платки и резиновые сапоги, и не стоит обижаться за них на это – большинство только приехало, так сказать, «только спустилось с гор». Гуниб, Чох, Кумух, Гергебиль, Унцукуль – весь горный край держит путь на Новую автостанцию…
Наконец, - поворот на посёлок Семендер - тут уже и воздух почище, чувствуется, что город отступает - куры кудахчут, коровы мычат, по дороге едут редкие маршрутки. Но этот Семендер - огромен - почти 40 минут я шёл по нему, и конца не было видно. Один сплошной частный сектор – при этом тут нет своей школы и детских садов, да и канализация не везде. Да что канализация – тут даже нет на улицах названий, и «скорой помощи» трудно добраться в эту часть города – если Семендер можно назвать частью города…
Одна женщина, мило улыбнувшись, заметила, что у меня на кроссовках развязались шнурки - я смущённо стал их завязывать. И вот уже родные стены, я сам себе кажусь ходоком - олимпийским чемпионом, прошедшим 50 - километровку, без разговоров снимаю с себя всё и лезу под душ, а ошарашенный родственник всё ещё не верит, что я пришёл к нему пешком...
"Улисс" написать по мотивам прогулки никак не получается, это, к сожалению, не Дублин, это восточный город, хотя кто-то и называет Махачкалу – на полном серьёзе - «большой деревней»…