Ничто так не убивает любовь к Пушкину, как школьные уроки литературы.
Я не понимаю две категории людей: тех, кто говорит, что Пушкин устарел (без объяснения причины), и тех, кто, словно мантру, повторяет “Пушкин наше все” или “Солнце русской поэзии”.
На самом деле Пушкин - это очень круто, но оценить его могут по большому счету могут только ученые-филологи. Мне было приятно открывать его заново, когда я начал вести русский в школе. Перечитывая его уже будучи искушенным читателем, начинаешь видеть новые смыслы и больше понимать из написанного.
Одним из самых интересных в творчестве Пушкина является стихотворение "К Чаадаеву". Сегодня оно кажется вполне обычным, но на момент своего написания оно содержало достаточно подтекстов, чтобы отправить поэта в ссылку. Причем, изначально поэта хотели отправить в Сибирь или закрыть в Соловецкий монастырь, в котором в то время находилась тюрьма для политзаключенных.
Полный текст я приводить не буду, его легко найти в интернете. Разберем самые интересные детали.
"И на обломках самовластья/Напишут наши имена!"
В лирике Пушкина слово “самовластье” имеет особое значение. Но еще больше вокруг него мифов. Так многие считают, что Пушкин хотел свержения монархии, но заменил слово синонимом ради рифмы.
Но у Пушкина никакое слово не употребляется просто так (почти). Также и здесь. Между понятиями “самодержавие” и “самовластие” есть огромная разница. Понятие "самовластие" было употреблено Карамзиным в “Истории государства Российского” в качестве синонима тирании. Самодержавие - это когда у власти стоит монарх, но он прислушивается к своему народу, а самовластие - это по сути самодурство.
Таким образом Пушкин вовсе не хотел собственно свержения царя, революционные настроения зародятся позже. Он, как и многие современники, в том числе декабристы, желал лишь ограничения монархической власти конституцией.
"Товарищ, верь!"
Употребление в стихотворении слова “товарищ” также имеет политический подтекст. Именно так обращались друг к другу социалисты. Это пошло с Великой французской революции, когда, стремясь избавиться от “феодальных пережитков”, революционеры отменили использование аристократических терминов monsieur, madame и mademoiselle, вместо этого стали называть друг друга citoyen/ne (гражданин/ка) - чтобы подчеркнуть равенство.
В 1790-м году впервые было использовано слово “camarade” (собственно товарищ). Как вы понимаете, это было не то слово, которое стоило произносить вслух. По слухам во время гражданской войны в России белые расстреливали за обращение "товарищ". Впрочем, возможно, это был еще один миф советской пропаганды. Пример ниже.
Адресат произведения
Петр Чаадаев, выступал с резкой критикой самодержавия, русского православия и крепостного права. Его главное произведение, “Философические письма” знакомо многим. Название, как минимум, слышали хоть раз все.
Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей. Журнал был закрыт, издатель Николай Надеждин (один из основоположников русской журналистики) сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Так что само употребление имени этого человека в заглавии является формой протеста.
Фактически это стихотворение является прямым упреком Александру I, который в начале своего правления готовил конституционные реформы, но впоследствии отступил от данного слова и закончил свое правление "аракчеевщиной".
Статья написана по мотивам моих собственных лекций по литературе.
Оригинал:
Все изображения взяты из открытых источников.
Понравилась статья? Лайк, репост, комент, подписка.
Очень понравилась - можете угостить кофе.