Мы уже рассказали, как как родилсь задумка побывать у знаменитой таёжной отщельницы Агафьи Лыковой и с какими трудностями столкнулись члены экспедиции "Красноярского рабочего". Кто ещё не прочитал, советуем это сделать.
Ссылки на предыдущие публикации:
Наутро и мы двинулись в том же направлении. Шли и смеялись над собой. Дождь лил не переставая, а потому мы нарядились в разноцветные дождевики и плащи, из-за чего издали были похожи не на бывалых туристов, а на кучку барышень, каким-то чудом заброшенных в таёжные дебри.
Вначале раскисшая от влаги тропа долго тянулась вдоль речки Бедуй, а затем пошла в гору. Все с нетерпением ждали, когда же появится "курорт".
Намокшие от дождя кусты сплошного малинника внезапно расступились, и мы оказались у вертолётной площадки, смастерённой из досок лет эдак десять - двадцать назад. То здесь, то там виднелись разношёрстные деревянные строения, в которых, как выяснилось, и жили отдыхающие.
Едва увидев первый ключ, мы решили, что именно он целебный. Потрогали воду - обычная, холодная. А настоящий источник оказался как бы в центре посёлочка. Тонкой парящей струйкой он вытекал по желобку из-под небольшого дома. Там, в подполе, и была обустроена специальная ванна, срубленная из кедра, в которой 5-6 человек одновременно могут принимать целебные процедуры.
В день нашего прихода в посёлке проживали шестьдесят человек. Для каждого из них было расписано время принятия радоновой ванны. Понятно, что появление на Тёплом ключе сразу семи новичков могло нарушить этот график.
Нас выручили женщины из Минусинска. Они только-только собирались чистить ванну для приема очередной группы отдыхающих, но после наших уговоров выделили нам на купание полчаса. А больше, к слову, и не надо, ведь принимать процедуры необходимо не более четверти часа два-три раза в день.
Можете понять наши чувства, когда, продрогшие и промокшие, мы опустились в тёмное чрево подполья и окунулись в горячую воду. Это было настоящее, не сравнимое ни с чем блаженство. Мы как бы сразу стали сильными и здоровыми. Куда только делись усталость и грустное настроение.
Даже доктор экспедиции Джигангир Алимов, заявлявший накануне, что ни в жизнь не окунет своё тело в радон, поддался общему соблазну. Правда, потом взял пробу воды для исследования. Хотя знатоки уверяли, что проб этих было уже - не перечесть.
Нам рассказали также, что несколько недель на целебном источнике жила и Агафья Лыкова. А те, кого приносили сюда на носилках, домой возвращались якобы на своих двоих.
Целебные свойства Теплого ключа, расположенного на высоте 990 метров над уровнем моря, известны очень давно. Говорят, что на одном из многочисленных валунов, разбросанных окрест, выбита дата - 1882 год. Искать этот камень мы не стали, поверили на слово.
Современные же надписи оставляют выходцы почти со всего бывшего Союза. Но особенно полюбился этот дикий курорт кемеровчанам. Большинство отдыхающих здесь - именно из соседней области, они-то в основном и следят за источником, в нынешнем году починили провалившуюся крышу над ванной. Странно, но хакасские власти проявляют здесь полное равнодушие, хотя, при желании, можно было сделать целебный источник ещё и источником доходов.
Пик нашествия курортников приходился, конечно, на советское время, но в последние годы Тёплый ключ опять стал востребованным. Добираются до него разными способами? кто - на вертолётах, кто - на моторных лодках (полторы тысячи с человека берут извозчики туда и тысячу - обратно), а кто, как наши студенты, и пешочком топает.
Говорят, недовольных нет. Не случайно посетители оставляют в ванне монетки, чтобы вновь вернуться обратно. Естественно, кто найдёт в песке денежку, тому обязательно повезёт. Одному из участников экспедиции удалось отыскать "клад" в размере 10 копеек. Теперь он ждёт счастья в своей жизни.
Время, отведённое на процедуры, пролетело незаметно, и мы вновь оказались в реальной холодной и сырой жизни. Хорошо, что Александр Санин, самый неунывающий участник нашей экспедиции, успел побывать в ближайшем домике и договориться с хозяевами насчёт горячего чая.
И надо было такому случиться, что одним из временных жильцов домика оказался Михаил Привалов из Абазы. Летом он на моторке привозит из города на Тёплый ключ страждущих исцелиться, а заодно и отдыхает здесь, рыбачит.
Узнав о нашей беде, Михаил неожиданно предложил довезти двух-трёх человек до так называемых Дач - места, расположенного в 35 километрах от устья Бедуя. По его расчётам, в этом случае до становища Агафьи Лыковой останется всего ничего: 7-8 километров нужно пройти до Волховского месторождения, после чего - еще 15. Тропа, мол, по берегу Большого Абакана хорошая, натоптанная, едва ли не боком можно по ней катиться.
Несколько дней назад, буквально накануне нашего прилёта, Михаил отвёз туда художника Сергея из Харькова. Дальше тот пошёл пешком. Его путь надлежало повторить и нам.
Кстати, мы уже читали о Сергее в "Комсомолке". Якобы тот намеревался ещё по весне, по большой воде, добраться до Агафьи на лодке, звал с собой Василия Пескова, да поездка не состоялась.
Чуть позже пришла весть - лодка в Абазу не вернулась, обнаружили её на берегу без хозяина, найти которого не смогли, даже его останков. Это и был тот самый опытнейший охотник Фёдор, о котором мы уже упоминали.
Не зная, добрался ли Сергей на этот раз до отшельницы, мы тем не менее сразу ухватились за спасительную идею. Ударили с Михаилом по рукам. Договорились, что утром он подъезжает к нашему лагерю на моторке. Тут же определили состав экспедиции: пишущие журналисты Павловский, Решетень и фотокор Бодряшкин.
Остальные смотрели на нас то ли с завистью, то ли с досадой. Конечно же, побывать у Агафьи хотели все участники похода, но в верховьях Большой Абакан превращается в бурную мелководную речушку, поэтому реально претендовать на продолжение экспедиции могли не больше трёх человек.
Виктор РЕШЕТЕНЬ,
Владимир ПАВЛОВСКИЙ.
Продолжение - в начале новогодних каникул 2020 года.