Мадам Тюссо знают во всём мире как женщину, которая оживила историю. Во многих городах есть филиалы её музея восковых фигур, но что же подвигло эту даму к столь неординарному творчеству? Версий начала её биографии есть как минимум две...
...Часто Анне Марии снился один и тот же сон. Она в тюрьме, ей остригают волосы, и кажется, ещё чуть-чуть, и острое холодное лезвие коснётся шеи. Но вот открывается дверь камеры, и раздаётся бесстрастный голос. Она ждала слова «Пора!», но услышала: «Свободна». Каждый раз, когда возникала эта сцена, Анна Мария боялась, что вот именно сейчас надзиратель и не скажет это заветное слово.
А ещё она помнила лица. Много разных лиц — обречённых, сумасшедших, мёртвых... Она видела их ежедневно: сначала перед казнью, затем — после. Анна Мария буквально жила у плахи, ведь, по одной из версий, её отец был палачом, а его дочь занималась тем, что снимала посмертные маски с казнённых. Но либо эта версия легендарная, либо потомки мадам Тюссо не любят её озвучивать.
Согласно официальной биографии отец основательницы музея был солдатом и погиб ещё до её рождения. Тем не менее есть факты, указывающие на то, что все её предки по мужской линии таки были палачами. Однако папа Анны Марии Гросхольц, такова её девичья фамилия, отказался от династической специальности и стал военным. А вот дочери всё же пришлось иметь дело с палачами всю жизнь.
Воспитанием девочки занималась мать, которая вскоре после её рождения из Франции переехала в Швейцарию и устроилась на работу к доктору Филиппу Вильгельму Куртиусу. Он был скульптором, изготавливающим модели, фигуры, портреты из воска. Анна Мария наблюдала за ним, помогала в работе, а потом решила попробовать и сама.
К этому времени Куртиус перебрался в Париж и решил создавать в воске королевскую семью. Анна Мария уже освоила неподатливый материал и теперь училась шить костюмы и делать причёски. Первой её самостоятельной работой стал бюст Вольтера.
Именно лицо философа послужило натурой для урока моделирования, который Куртиус преподал Анне Марии. Буквально через пару месяцев Вольтер внезапно скончался, девушка со своим учителем оказались единственными обладателями прижизненного слепка из воска. Она довела работу до конца, и бюст выставили в витрине галереи Куртиуса. От желающих посмотреть на уникальный портрет не было отбоя.
Труд Анны Марии был замечен при дворе, и король позвал девушку обучить этому искусству его сестру. Мадемуазель Гросхольц десять лет служила придворным скульптором, а потом случилась Великая Французская революция. Анну Марию арестовали за связь с роялистами и даже почти что приговорили к казни, но всё же помиловали. Чего, увы, не произошло с Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой. Зато Гросхольц позвали сделать их посмертные маски.
Анна Мария стала сотрудничать с революционерами. Палачи в то время не страдали отсутствием работы, а девушка постоянно приходила к ним, чтобы снимать маски с казнённых и остригать волосы. Коллекция восковых портретов пополнялась.
«Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», — не раз признавалась Анна Мария.
Потом ей в голову приходит другая идея, с которой она идёт прямо к Робеспьеру: Гросхольц предлагает лепить не только казнённых преступников, но и здравствующих героев революции, и начать предлагает именно с него. Удивительно, но Робеспьер это позволяет.
Убийство Марата всколыхнуло всю Францию. Но Анна Мария узнала об этом только тогда, когда за ней пришли и потребовали собрать всё необходимое для работы, а потом привезли на место преступления.
Сняв посмертную маску и вернувшись домой, она в деталях вспомнила лицо убийцы Марата — Шарлотты Корде — и поняла, что эти двое должны быть только вместе. Так появилась идея создавать не просто портреты и фигуры, а целые сюжеты, которые бы запечатлевали моменты истории.
Семейная жизнь Анны Марии не сложилась: муж оказался любителем спиртного и азартных игр, поэтому вместе они были недолго, тем не менее родили двух сыновей. Вместе с ними мадам Тюссо и переехала в Лондон.
Там тоже оказалось немало выдающихся личностей для её коллекции, и вскоре фигурам потребовалось отдельное большое здание. Средства позволяли ей приобрести дом в центре британской столицы, и она открыла там свой музей.
Дело мадам Тюссо продолжили её наследники, и сегодня Музей восковых фигур — огромная империя, о которой знают в каждом уголке мира.